Эти поправки, с учетом предстоящих выборов в крупнейших муниципальных образованиях Приамурья и в областном центре, уже получили титул политических. Избирателям далеко не все равно, по какому принципу формируется власть. О том, насколько своевременны и необходимы внесенные предложения, корреспондент "АП" беседует с председателем комиссии по вопросам законодательства, местного самоуправления и регламенту областного Совета Сергеем Степановым. - Российское законодательство сегодня определяет минимальные требования к выборам в органы местного самоуправления. Мы, исходя из своей практики, численности жителей, разбросанности муниципальных образований, должны сами определить "правила игры". Единственное требование для выборов глав муниципальных образований (а по новому Закону "О местном самоуправлении" это высшие должностные лица) таково - они должны быть избраны на всенародных выборах, причем явка на эти выборы должна быть не менее 20 процентов. Право определить все остальное делегировано субъекту Федерации. Когда принимали действующий ныне закон (по этому вопросу в прошлом году состоялось четыре заседания Совета), мы учли мнение большинства муниципальных образований и оставили минимальную явку. Это одна пятая часть избирателей. Раньше в законе было двухтуровое голосование, теперь он не обязывает проводить выборы в два тура, это наше право. Была принята поправка об однотуровом голосовании. Но прошли первые выборы, и стали видны погрешности, которые все вмести допустили. Мы просто не предугадали, что так возрастет интерес к выборам. Сегодня желающих стать главами стало в два-три раза больше, особенно в сельской местности. В небольших населенных пунктах на кресло главы претендует до десяти - пятнадцати человек. Если в селе 150 избирателей и десять претендентов на пост главы, то чтобы победить, достаточно набрать голосов двадцать, а может, и того меньше. Сам кандидат, жена, взрослые дети, брат, кум, сват... И победа обеспечена. К управлению муниципальными образованиями приходят люди, набравшие не совсем легитимное количество голосов. Поэтому и возникла идея вернуться к старой системе - глава должен победить как минимум с перевесом в 50% плюс один голос. Если этого нет - второй тур. Федеральный закон нам такое право дает. - Сергей Григорьевич, а какую систему избрали наши соседи по ДВФО, другие субъекты Федерации? - Абсолютное большинство субъектов изначально оставили два тура. Президента, губернатора и глав муниципальных образований в большинстве субъектов избирают одинаково. - А что это в конечном итоге дает? - Право объективного выбора достойного главы. В этом случае судьба власти города, района, села будет определяться большинством избирателей. Интриги, семейственность, черные пиар-кампании, протежирование удобного для какой-то группы человека сводятся к минимуму. Чтобы прийти к власти, потребуется убедительная победа. Есть в этой системе и плюс для избранного главы. Это мощная поддержка населения. Получив более 50 процентов голосов, он будет знать, что отозвать его непросто. Ведь сейчас действует новая норма по отзыву. Например, глава сельсовета получил на выборах всего 55 голосов, так вот, чтобы его отозвать, нужно лишь на один голос больше. Такой глава уязвим, он вынужден играть по чьим-то правилам. Если же за главу проголосовало более 50% избирателей, то власть становится более стабильной, защищенной и независимой от различных групп и даже партий. Поэтому предлагаемые поправки можно рассматривать и как некий механизм защиты муниципальной власти. - Почему поправки возникли именно сейчас? - Вопрос, почему недавно принятый закон (в сентябре 2003 года) вновь нуждается в поправках, задают и депутаты. Отвечу на него так: закон писался долго и трудно, с учетом новых подходов к избирательному законодательству. И мы его приняли. Но самым главным критерием истины является практика. Жизнь показала, что у нас появляются проблемы. Мы столкнулись с тем, что власть избирает меньшинство - 5 - 10% избирателей определяют судьбу власти городов и районов. Закон писан для того, чтобы соблюсти конституционные гарантии населения избирать и быть избранным. Чтобы народ избирал легитимную власть. И власть эта руководила достойно, была подконтрольна народу и в то же время была защищена от произвола партий и группировок. Поэтому и появились новые поправки в Избирательный кодекс.