Я уже знаю, что предстоит долгий разговор о том, что такое театр кукол. Разговор как попытка осмысления места театра в современном мире. Петр Козец, заслуженный артист России, работает главным режиссером областного театра кукол "Амурчонок" 16 лет. Это тот самый дяденька с черными усами, который чуть ли не вприпрыжку вбегает в зрительный зал за секунду до начала спектакля и устраивает форменный допрос нарядным мальчикам и девочкам. "Разговаривать во время представления можно?" - "Нет!" - хором отвечают дети. "А в ладоши хлопать?" - дружное "Да!" в ответ. "А жвачку жевать?" - не унимается дяденька. Мнения, как правило, разделяются. "Нельзя! - с ужасом в голосе кричит он. - Ее вообще жевать нельзя! Кушайте лучше ириски кондитерской фабрики "Зея" - они вкусные, полезные и самые лучшие в мире". В один момент установить с детьми доверительные отношения, особенно если в зале человек 150, непросто. Кто пытался, тот знает. Но надо настроить юную публику на восприятие спектакля. Потому что сейчас откроется занавес, и начнется очень серьезный разговор о добре и зле, жизни и смерти. Правда, на языке волшебной сказки. Но это самый образный и самый правдивый язык, какой только придумало человечество за свою историю. Думаете, это просто цыпленок, которого хочет съесть хитрая лиса? Нет, это брошенный родителями беззащитный ребенок на пороге огромного мира, который ему непонятен и временами агрессивен. Думаете, это глупый ягненок, который отправился искать полторы горсти соли для мамы-овцы и все на свете перепутал? Нет, это малыш-несмышленыш, для которого все, что нам, взрослым, кажется обыденным, происходит впервые и который учится на собственных ошибках. Но посмотрите, как он благороден и смел - он спасает жизнь своей маме! - Взрослый идет в театр и знает, что его обманут, что на сцене он увидит не реальных героев, а актеров, играющих свои роли, - размышляет Петр Козец. rnrn- Ребенок верит, что сказочные персонажи живут своей жизнью, радуются и огорчаются.rnrnНо чтобы дети поверили во взаправдашность происходящего на сцене, спектакль должен быть не халтурным - настоящим. Ребята мгновенно чувствуют малейшую фальшь. Реагируют, например, если вдруг "вышли звери и заговорили человеческими голосами". То есть актер должен не притвориться кем-то, а вжиться в образ. А если режиссура не на уровне, если действия "затянуты", а характеры персонажей непонятны - дети начинают шуметь, крутиться, переговариваться. Если им неинтересно - их никакими карательными мерами не заставишь усидеть. Козец, кстати, не раз проводил на эту тему беседы с воспитателями. Не раз он наблюдал: привели детсадовцев на спектакль, непоседы заняли места, и воспитатель громовым голосом, от которого даже актеры за ширмой слегка обалдевают, отдает приказ: "Ну-ка, все прямо сели, руки на коленках, рты закрыли!" - Не надо так, - гладит грозную даму по руке неизвестно из-за какой портьеры вынырнувший Козец. - Спектакль интересный, дети будут захвачены сказкой, и шуметь никто не станет, уверяю вас. И он всякий раз оказывается прав. Сам тоже был ребенком и никогда не забудет, как впервые окунулся в волшебную атмосферу сказки, едва переступив порог иркутского Дворца пионеров, где работал самодеятельный детский театр кукол "Петрушки". Куклы, роли, выездные спектакли, первые аплодисменты - любознательный мальчишка был покорен театральной атмосферой раз и навсегда. Из этой студии, кстати, вышло немало актеров, режиссеров, директоров театров и просто хороших людей. Родители, геодезисты по профессии, в принципе увлечение сына куклами одобряли. Как хобби, оно у них возражений не вызывало. Надеялись мама с папой, что Петр, когда вырастет, займется чем-то серьезным. Той же геологией, к примеру. Но он твердо решил: только в театр. Да не в обычный, а в кукольный. Сейчас, когда он сам отец взрослых детей, Петр Александрович иначе осознает смятение родителей. И благодарен им за понимание: скажи тогда отец жестко "нет!" - и его жизнь была бы сломана.rnВ его кабинете на стене висит Петрушка на ниточках - кукла, которую юные актеры детского театра в Иркутске вместе смастерили сорок лет назад. Потянешь за ниточки - плут и проказник Петрушка с длинным носом и улыбкой до ушей сделает вам ручкой, спляшет, а то и козырем пройдется по кабинету. Руководительница театра "Петрушки" подарила этот символ своему ученику Петру Козецу, когда тот стал главным режиссером.Судьба дала ему карт-бланш - главрежем Иркутского театра кукол он стал в 24 года, был самым молодым главным режиссером кукольного театра в стране, которая называлась Советским Союзом. Много экспериментировал, ставил спектакли и с тростевыми куклами, и с марионеточными. Использовал театр теней, выводил актеров из-за ширмы на прямой контакт со зрителем... Многие его постановки долгие годы шли в Иркутске, хотя он уже работал в Благовещенске. Главный режиссер - это испытание властью. Его супруга Татьяна тоже была актрисой, но он проявил принципиальность: жене в его труппе не место. Потому что в этом случае она пожизненно будет играть одну-единственную роль - жену главрежа. Татьяна уступила, ушла из театра, окончила мединститут с красным дипломом и в новой профессии не разочаровалась. - Всякий раз испытываю чувство жгучей вины перед Таней, когда после премьерных спектаклей вижу ее глаза. Когда аналогичная ситуация назревает в других творческих семьях, вмешиваюсь, хоть это не совсем этично, и категорически возражаю. Нельзя ломать человека, нельзя мешать его призванию! - убежден Петр Козец. В Иркутске все складывалось неплохо, но конфликты неизбежны, если главреж моложе актеров более чем вдвое. А творческую волю диктовать надо, несмотря на "сопротивление материала" и закулисную войну. В общем, через восемь лет он оказался в Грозном. Пару сезонов отработал там, а затем окончивший тот же институт искусств в Улан-Уде, что и Козец, благовещенец Виктор Шутов переманил его на Амур. Петр Александрович согласился - птенцы одного гнезда все-таки, наверняка удастся найти общий язык. И не ошибся. На здешней сцене он поставил около пятидесяти спектаклей, добрых и трогательных, смешных и грустных, на которые вчерашние зрители уже приводят своих детей. Некоторые постановки стали лауреатами премии областной администрации в области культуры и искусства. Последние несколько лет Козец возглавляет Амурское отделение Союза театральных деятелей России, защищает интересы коллег по цеху.rnНа его глазах подрастает третье поколение актеров. Сейчас заслуженные артисты и мастера сцены Сергей Елизов, Лариса Шаймулина поддержали его, когда он возглавил театр, стали костяком крепкой труппы. Второе поколение - выпускники училища культуры Дарья Прохорихина, Григорий Кирюхин и другие - пришло в театр при нем. Это он учил их, как держать куклу, как заставить ее послушно двигаться, как актеру слиться со сказочным персонажем в единое целое. А третье поколение, "наступающее на пятки" мастерам, - это проект "Театр 21-го века", который они ведут вместе с режиссером Константином Кучикиным. Молодые, одержимые, влюбленные в театр мальчишки и девчонки покоряют энергией. В стенах театра кукол начинающие лицедеи обитают с утра и до вечера. Из них уже два года лепят универсалов, которые смогут работать и в драматическом театре, и в кукольном. - Когда работаю с будущими актерами, - говорит Петр Козец, - я не ставлю задачи клонировать себя, любимого. Стараюсь, чтобы молодые раскрылись как творческие индивидуальности. Ввожу их в постановки. В "Золотом цыпленке" они и "бабочками летают", и песни поют. С этими ребятами связано много надежд нашего театра. Но главное, чтобы мы сумели защитить юные таланты социально, когда получат дипломы - дать им зарплату и жилье. Не квартиры - хотя бы места в общежитии! Социальная защита актера театра кукол - отдельная волнующая тема. Если во "взрослом" драматическом театре эта проблема как-то решается, то в театре детском часто бывает так, что актер выходит на пенсию, всю жизнь прожив в общежитии. Впрочем, не будем о грустном. - За эти шестнадцать лет, что вы здесь, театр изменился? - спрашиваю.rnrn- Стало больше практицизма. Для актеров важнее быт, семейные дела, чем сцена, - отвечает Петр Александрович. - И если актер выбит из колеи какими-то неурядицами, настроить его на работу труднее, чем раньше. Прежде он шел на сцену священнодействовать, а сейчас это просто работа. И у юных зрителей то же самое: мы к вам пришли - вы нас развлекайте. А сопереживать, домысливать, обдумывать увиденное у них получается с трудом. Да, театр - праздник, но это не бессмысленное веселье. Думаю, в таком потребительском отношении виноваты взрослые. Театр драмы отчасти виноват, потому что в последние годы увлекся водевилями. Взрослые идут туда, получают эмоциональный заряд и свое отношение к театру передают детям. И когда ребята приходят к нам на "Золотого цыпленка" или на "Аистенка и Пугало", они не понимают: что, здесь театр? А где здесь смеяться? Потому что это серьезные спектакли, на которых порой даже взрослые плачут.rnrn- Так, может, театр как вид искусства устарел? - задаю провокационный вопрос. - Нет, нет и нет! - категорично крутит головой главный режиссер. - Театр никогда не устареет. Это живое искусство, когда все происходит здесь и сейчас, и каждый раз спектакль рождается заново и переживается заново. Это не видеопленка, где время остановилось раз и навсегда. Театр - не роскошное здание, не мягкие кресла, не громкий репертуар. Если все это есть, но нет главного - ничего не состоится. А бывает, вышел человек на шумную площадь, расстелил коврик, стал говорить текст - и все замерли. Это и есть театр, потому что есть главное - актер. По-моему, это вечно.rnТеатру кукол в этом году исполняется 40 лет, а у его главного режиссера сегодня юбилей - 50 лет. Золотой возраст, сочетание силы и мудрости, когда впереди немало свершений, которые обязательно оценят маленькие зрители.