Цивилизация принесла им беды и смерть "Урэл" в переводе с эвенкийского - "горы", отсюда современное название - Урал. С незапамятных времен земли от Уральских гор до Охотского моря были заселены эвенками или близкими им по языку и образу жизни племенами, находившимися еще на стадии родоплеменного развития. Освоение русскими Сибири, а затем и Дальнего Востока в 17 - 19-м веках привело к тому, что местные туземные народы шагнули из первобытно-общинной эпохи в период появления первых ростков капитализма, зарождавшегося в те годы в России. Он сопровождался колонизацией окраинных земель империи, нещадной эксплуатацией населявших их народов. На момент появления первых русских землепроходцев, сибирские туземцы имели высокоразвитое рудное и кузнечное дело, земледелие, ремесла. А во второй половине 19-го века это были уже в большей степени бродячие охотники, рыболовы, скотоводы, кочующие с места на место. В 60-е годы 19-го столетия, после окончательного закрепления Приамурья в составе России, сюда хлынул поток русских переселенцев - казаков и крестьян. С открытием золотых месторождений и развитием пароходства возрос приток капиталов, усилилась эксплуатация туземного населения. Пришедшие с цивилизацией эпидемии чумы, холеры, сибирской язвы, алкоголизм стали бичом для таежных людей. Численность коренных жителей дальневосточных земель стала катастрофически сокращаться. Октябрьский переворот 17-го года передовыми людьми Приамурья был встречен с надеждой. С надеждой на то, что новая, как она себя называла, рабоче-крестьянская власть позаботится и о малочисленных приамурских народностях. Казалось бы, так оно и было: рождалась национальная грамота, поддерживались национальные промыслы, народности активно вовлекались в созидательную жизнь дальневосточной окраины России, появилась своя национальная интеллигенция. В то же время у простого народа никто не спрашивал разрешения на использование земель, на которых он жил, на разработку недр. Таким образом у народностей, проживавших на территории Амурской области (эвенков, орочон и других), из хозяйственного обихода были изъяты тысячи гектаров охотничьих угодий, оленьих выпасов под прииски, заготовку древесины, электролинии и дороги. С приходом реформаторского лихолетья положение дел у местного населения еще более ухудшилось. Значение базовых отраслей северного комплекса - оленеводства и охоты - все более и более утрачивается. Характерный пример: поголовье оленей, основного источника существования северян, сократилось за последнее десятилетие в четыре раза. Хищническое отношение золотодобытчиков к суровой северной природе привело к тому, что на многие десятилетия погублены целые экосистемы мелких амурских рек и речушек. Положение коренной дальневосточной народности - эвенков - можно проследить на жителях села Ивановского Селемджинского района. Когда-то здесь располагался национальный оленеводческий совхоз "Улгэн", имевший около четырех тысяч голов оленей (1980 год), более полутысячи работающих. Сейчас в селе проживает немногим более четырехсот человек, из них эвенков - 308. Поголовье оленей сократилось до 600 голов. Охотничьи угодья, располагавшиеся ближе к селу, оказались в руках промысловиков-любителей из числа приезжих. Длительная золотодобыча в районе села привела к уничтожению природной речной экосистемы, резкому уменьшению фауны, изменению видового состава растительности и в целом к значительному снижению биопотенциала местности, к масштабному техногенному загрязнению окружающей среды тяжелыми металлами. По данным социологического исследования, проведенного в 2000 году участниками проекта "Улгэн: экология и здоровье эвенков", смертность среди местного населения превышает рождаемость. Из числа умерших в селе Ивановском в 1999 году 60% составили люди трудоспособного возраста, а причиной их гибели явились несчастные случаи, пьянство. Безысходность, отсутствие перспектив в работе и дальнейшем развитии - таков удел приамурских эвенков. Средний доход на одного работающего в селе составлял на момент исследования 2000 рублей, у учителей - 3000 рублей, у рядовых работников - 300 - 500 рублей. Людям помогают выживать только подсобное хозяйство и различные промыслы. Традиционное национальное природопользование является ключевым для коренного населения в решении проблемы выживания. С землей, тайгой народы Севера связывает особая духовная сила. Земля, тайга, река - это не только экономический ресурс для эвенка, но и ареал его обитания, необходимый для сохранения этноса, языка и самобытной культуры. И этот ареал хищнически уничтожается. В настоящее время промышленное освоение Севера вступило в глубокое противоречие с традиционным укладом жизни коренного населения, ибо оно ведется без научно обоснованной программы сохранения природы, без учета последствий вторжения в хрупкую экосистему Севера и, главное, без учета интересов северян: эвенков, русских старожилов и представителей других национальностей, для которых наш приамурский Север стал второй родиной. Законы есть, а толку от них нет Освоение и разработка природных ресурсов северных территорий не обеспечило коренным жителям более высокого уровня жизни. Наоборот, они лишились лучших оленьих пастбищ и промысловых угодий, тайга оскудела. Правовая база на федеральном уровне по защите интересов аборигенов имеется. Однако на региональном уровне законодательство, регулирующее жизнедеятельность народов Севера, только формируется. В данной ситуации необходимо принять срочные меры по защите мест проживания и хозяйственной деятельности аборигенов и оздоровлению национальных хозяйств. Для этого, считаем мы - члены общины "Дункэ", созданной в январе 2004 года в селе Ивановском Селемджинского района, в первую очередь необходимо принять областные законы, обеспечивающие конституционные права народов Севера на самобытное традиционное природопользование. Давно назрел вопрос проведения эколого-экономической оценки территории традиционного обитания и хозяйствования малых народностей. Необходимо решить, в конце концов, и вопрос с рекультивацией земель после золотодобычи, лесопользования. В этом плане нам понятны требования представителей Российской партии пенсионеров в Государственной думе, озвученные их лидером В. Гартунгом в предвыборной программе: каждый житель Российской Федерации с момента своего рождения имеет право и обязан получать рентную плату за использование недр и природных ресурсов своей страны, используемых частным капиталом и государством для извлечения прибыли. В целях защиты экономических интересов аборигенов все предприятия, независимо от форм собственности, ведущие хозяйственную деятельность в местах проживания малых народов Севера, обязаны учитывать их интересы, сотрудничать с ними на договорной основе. В настоящее время в России уже начался процесс формирования договорных отношений между коренными малочисленными народами, их общественными организациями и осваивающими их территорию производственными предприятиями (Европейский Север России), который является одним из реальных механизмов реализации программ социально-экономического развития этих народов. Но стабилизация социально-экономического положения народов Севера без государственной поддержки весьма проблематична, поэтому на данном этапе приоритетным должно быть бюджетное финансирование мероприятий этого плана. Во исполнение Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в бюджетах всех уровней должна быть заложена защищенная статья расходов "Развитие экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера". Ведь, как показали те же социологические исследования в селе Ивановском, подавляющая часть коренных его жителей - эвенков - не желает покидать места обитания их предков, а хочет только того, чтобы им вернули охотничьи угодья, на которых вели промысел еще их деды и прадеды, пастбища для оленей, восстановили разоренные рыбные промыслы. Они за то, чтобы плоды цивилизации пришли и в их дома, в жилища оленеводов и охотников-промысловиков. Но надо позаботиться и о том, чтобы их дети жили в привычном окружении природы цветущей, богатой дичью, а национальные язык, быт и культура существовали бы еще долгие века.