- Виктор Анатольевич, раньше Тынду знали как столицу БАМа, сегодня это... - ...Уютный, красивый, зеленый город, но уже далеко не столица. Потому мы и проводим мероприятия по празднованию 30-летия магистрали, чтобы привлечь высокие круги к решению проблем региона. Надеемся, что после праздника и делового общения в Тынде правительство, Минтранс, ОАО "РЖД", корпорация "Трансстрой" наконец повернутся к нам лицом. Потому что перспективы здесь сегодня действительно вырисовываются. Обсуждение вопросов освоения природных богатств мы постарались поднять на достаточно высокий уровень и ожидаем, что сдвиг произойдет. Уже пора! Байкало-Амурская магистраль живет и работает. И ее строителям есть чем гордиться: БАМ на 500 километров сократил путь к океану и на 600 - в Республику Саха (Якутия), БАМ выполняет свое стратегическое предназначение. Что же касается освоения зоны БАМа, то мы лишь в начале долгого пути. - Город создавался, прежде всего, как город железнодорожников. Как обстоят дела сегодня, какую роль дорога играет в судьбе города? - Сегодня объективно Тындинское отделение дороги - это градообразующее предприятие, это львиная доля налогов в городской бюджет, тесное сотрудничество, начиная от благоустройства города и заканчивая совместными мероприятиями. Железная дорога - мощная структура, без которой город не проживет, хотя этот монополизм следует преодолевать. И когда началось строительство дороги к Эльгинскому угольному месторождению, ситуация начала меняться: возродились предприятия, работавшие некогда на сооружении БАМа, в Тынду начали возвращаться те, кто уехал из-за отсутствия работы. Правда, все это длилось недолго. Пока альтернативы отделению дороги по отчислениям в городскую казну просто нет - у нас практически нет производства. В планах новой команды - развитие собственной сети муниципальных предприятий, а также малого бизнеса, но сегодня это кардинально не решит проблемы. Наше будущее связано все-таки со строительством ветки Улак - Эльга, сооружением нефтепровода Ангарск - Находка, освоение месторождений полезных ископаемых в зоне дороги. Тогда пойдет развитие города, но все равно Тындинское отделение дороги останется градообразующим. - Какие надежды возлагаете на малый бизнес и как его развиваете? - Все, что мы успели сделать, - это собрать совет наших предпринимателей. В планах - организация союза промышленников и предпринимателей, есть договоренность о поддержке с областным союзом. Мы приняли участие в XXVII Амурской выставке-ярмарке, привезли несколько золотых медалей. Малый бизнес нужно все время поддерживать. Особенно в этом нуждаются производители, их пока в городе немного. Расширить производствонеобходимой городу продукции - стратегическая задача муниципалитета. Началось возрождение Тындинского хлебозавода, изучаем перспективы мясо-молочного комбината, работа которого сейчас приостановлена. Есть предложения по его выкупу в муниципальную собственность, но прежде чем принять решение, нужно хорошенько подумать: долги предприятия превышают 4 миллиона рублей. Правда, при наличии средств предприятие можно за месяц запустить. - 100 дней вашего пребывания на посту исполнится как раз в один из праздничных дней. Что успели за этот срок? - Новая команда сформирована. Сегодня мы вошли в курс дела относительно муниципального имущества, финансов, жилищно-коммунального хозяйства. Провели несколько совещаний с общественностью города: предпринимателями, спортсменами, пенсионерами... Сформировали неформальные муниципальные советы, которые будут помогать нам в решении проблем. - Какие проблемы стоят наиболее остро? - Особая проблема - долги. Новая команда приняла город с долгами только по теплу и водоснабжению, превышающими 80 миллионов рублей.Договорились с железнодорожниками о реструктуризации этого долга на два года. Очень остро стоит вопрос наполнения доходной части бюджета и максимального уменьшения расходов. Первый бюджет на этот год, принятый в декабре 2003 года с дефицитом 66,9 миллиона рублей, был отменен протестом прокурора. За последние три месяца, вдвое снизив дефицит, мы приняли новый бюджет. Пришлось ужаться в расходах, но финансирование культуры, спорта, учебных заведений не уменьшили. Десятипроцентный дефицит бюджета для нас пока недостижим. Очень серьезная проблема - ветхое временное жилье. В щитовых домиках до сих пор живут первостроители БАМа, а теперь и их дети. Живут почти в нечеловеческих условиях. А это детская преступность, криминал... На протяжении пяти лет в Тынде практически не строилось жилье, буквально по крохам выделялись деньги на переселение в южные районы и из непригодного жилья. Например, на этот год на переселение людей из ветхого жилья нам отпущено из федерального бюджета через область три миллиона рублей. Это не больше пяти-семи квартир. Вынуждены переселять практически только инвалидов первой - второй группы. На большее у города, области, Федерации денег нет! Поэтому принято решение о начале строительства своего жилья - одноэтажных домов коттеджного типа из пенобетона. Из бюджета выделены деньги на приобретение пенобетонной установки, ведется работа над проектом первого поселка из шести домиков. В ближайшее время начнем строительство. Жилье это предназначено для переселения из ветхого жилья тех, кто готов будет за него заплатить. Стоимость, думаю, будет ниже существующей на рынке жилья. Планируем приступить к завершению долгостроя, который есть в Тынде - в департаменте архитектуры и строительства обладминистрации обещали поддержку. Начнем хотя бы с одного дома. Разворачиваем также работу с молодежным жилищным комплексом. Нас сегодня беспокоит массовый отток молодого населения. Ребята оканчивают школу, уезжают учиться дальше и не возвращаются из-за отсутствия жилья, работы и перспективы как таковой. Тем, кто прожил здесь несколько десятков лет, зачастую и ехать некуда, они остаются. Город постепенно стареет. - В старых публикациях прочитала о городских проблемах прежних лет - не хватало детских садов и школ. Как сегодня обстоят дела? - Проблема обеспеченности детскими садами возникла вновь. Когда пошел массовый отток населения после закрытия Байкало-Амурской железной дороги, были закрыты четыре детсада. Сегодня очередь как раз на один детский сад, так что будем дошкольные учреждения восстанавливать. Процесс болезненный, но другого пути просто нет. Недавно беседовал с начальником городского загса. Отрадно, что за первое полугодие у нас рождаемость превысила смертность. Значит, перспектива есть. - Давайте назовем проекты, которые уже сегодня просматриваются и могли бы стать точками роста экономики зоны БАМа. - Сегодня в обществе крепнет понимание, что богатство России будет прирастать БАМом. Если говорить о конкретных проектах, то это разработка Эльгинского месторождения углей и строительство железнодорожной ветки Улак - Эльга. Правительство Республики Саха (Якутия) упорно продвигает реализацию этого проекта. Весьма перспективно и посвоение Березитового месторождения золота. Планируется, что на строительство рудника, обогатительной фабрики, производственной и социальной инфраструктуры будет направлено до 80 миллионов долларов США, появится 900 рабочих мест. Еще один реальный проект - освоение месторождения титаномагнетитовых руд на Олекме. А строительство завода по производству лакокрасочных изделий? "Тындалес" намерено расширять глубокую переработку леса и строить соответствующее предприятие в Тынде. Тогда будет немного повеселей. Среди других месторождений, дожидающихся своего времени,- Чинейское месторождение железотитанованадиевых и медно-сульфидных руд, Удоканское месторождение меди, Селидгарское месторождение апатита, Гаринское железорудное. Магистраль от Байкала до Амура действует, осталось загрузить ее работой. И здесь, кроме нашего интереса, нужна внятная государственная политика. А уж опыта и доблести в решении поставленных задач бамовцам не занимать!