По-прежнему работают портальные краны, идет перевалка грузов с железнодорожного на водный транспорт. В рамках программы северного завоза доставляется уголь в Зею, действует паромная речная переправа. В конце июня в корпункте "Амурской правды" раздался телефонный звонок: речники бастуют, не хотите об этом рассказать? Как оказалось, никакой забастовки на самом деле не было. Но ситуация действительно накалилась до предела. Накануне здесь побывал генеральный директор Амурского речного пароходства А. Галузинский. На собрании рабочие услышали информацию, которая сыграла роль детонатора. - У нас теперь вместо одного порта создано четыре малых предприятия, - рассказал бригадир грузчиков Александр Попов. - Но что мы заработали в порту, нам обещали выплатить. Должны кому 20, а кому 30 - 40 и более тысяч рублей. Нам же с декабря по апрель два раза давали только по тысяче рублей и в середине апреля еще три процента выплатили от общей задолженности. На собрании том мы спросили: когда получим остальное? Галузинский говорит: я вам миллион семьсот тысяч перечислил, а куда их дели - спрашивайте у своих начальников. Мы спросили, и нам ответили: это премия, ее разделили на восемь человек, которые создали ООО "Суражевское". А премия дана за то, что они сохранили порт. - Порт рассыпался, а им - премия! - докер-механизатор Геннадий Стрельников едва сдерживает эмоции. - Они только поменяли вывески и за это получили по 200 тысяч рублей! - А я с нового года сыну, он у меня педагогический оканчивал, ни копейки не мог отправить. Парень сторожем прирабатывал, - в сердцах воскликнул Александр Попов. Для демонстрации бедственного положения речников можно было бы привести немало других житейских примеров. Горечь и обиду людей понять можно. Но все же разобраться следует без эмоций. Ветер неблагополучия В апреле Свободненскому речному порту исполнилось 75 лет (ведет историю от Суражевской пристани). Всякое было за эти десятилетия, но, пожалуй, самые бурные события связаны с постперестроечным периодом. Когда ветер неблагополучия ударил в причальную стенку порта? В начале 90-х, когда стaртовала приватизация, или в конце века, когда к прибыльно работающему порту была присоединена убыточная ремонтно-эксплуатационная база флота? Еще в 1997 году над портом нависло банкротство. Но внешнее управление, введенное на полтора года, позволило выправить ситуацию. - Тогда предприятию удалось выжить, заплатить долги, - рассказывает Геннадий Чарыков, внешний управляющий, а потом генеральный директор ЗАО. - Но за перевозку угля в Зею рассчитывались с нами несвоевременно. Задолженность к 2003 году составила свыше шести миллионов рублей. Во втором полугодии мы оказались не в состоянии выполнить условия реструктуризации долгов по налогам. По сути дела, реструктуризация лишь продлила агонию. В этом уверен бывший юрист порта (ныне он работает в администрации города) Сергей Крошка: - Я в этом Геннадия Алексеевича не поддерживал. Зачем было нагнетать социальную обстановку в коллективе? Вместо того чтобы отдавать людям заработанное, порт всеми силами старался выполнить графики погашения долгов по налогам. Ну объявили бы порт банкротом раньше. Вообще такое предприятие, как ЗАО "Торговый порт", - это казуистика. В Водном кодексе говорится: порт - это совокупность юридических лиц, обеспечивающих множество различных функций. А база для создания таких юридических лиц уже была. Непотопляемая баржа Тут и всплывает то самое общество с ограниченной ответственностью "Суражевское", о котором речь шла в самом начале. Из разговора с тремя из восьми учредителей ООО (все они занимали ключевые позиции в речном порту) стала ясной схема трансформации предприятия. Замечу: схема отнюдь не новая и наверняка не единожды опробованная в мутных водах разгосударствления собственности по-российски. Само государство, сама жизнь подталкивали к этому шагу. Итак, ООО "Суражевское" учредили (то есть создали частную компанию) восемь физических лиц. На тот момент у ЗАО "Торговый порт "Свободный" были трехгодичная (!) задолженность по заработной плате, долги по налогам и другим обязательствам, арестованные счет и имущество. У "Суражевского" - чистый белый лист и небольшой капитал, внесенный учредителями. Это ООО должно было, по замыслу его идеологов, которых поддержало Амурское речное пароходство, стать той непотопляемой баржей, которая удержит всех на плаву. А для этого следовало, понятное дело, "перетянуть" в него средства производства, которые обеспечивают основную деятельность. "Суражевское" начало зарабатывать, причем хорошо. Оно платило за порт по долгам, а порт рассчитывался за это своим имуществом. Это имущество было в собственности ОАО "Амурское речное пароходство", где контрольный пакет акций принадлежит государству (33 процента акций - собственность Хабаровского края и 24 процента - федеральная). Между прочим, не так давно и судьба самого пароходства была на волоске: его акции активно скупались некой фирмой из северной столицы. Ей, кстати, продали свои акции многие работники Свободненского речного порта, когда годами сидели без зарплаты. Итак, ООО "Суражевское" аккумулировало в своих руках флот, портальное оборудование, покупало новую технику. Все это отнюдь не стояло "мертвым грузом", а работало - было арендовано речным портом. Закономерен вопрос: а не умышленно ли порт загонялся частной компанией в долги? - Такого не было, - категорически заявил бывший юрист порта С. Крошка. - Все сделки проходили через экспертизу независимого оценщика, все законно, здесь никаких тайн нет, все можно проверить по документам. Чарыков - человек осторожный: даже имея определенные полномочия, он каждую сделку согласовывал с пароходством. В этом плане его упрекнуть нельзя. Когда дело у речников Свободного оживилось, больше внимания стали уделять им в пароходстве. В ходе консультаций была предложена новая схема: учредители "Суражевского" продают свои доли пароходству, а последнее реорганизует ООО так, чтобы эта малочисленная управляющая компания передала в аренду основные средства, принадлежащие теперь уже опять пароходству. Сумма денег, которую поделили на восемь человек, - это в самом деле "премия" первым учредителям "Суражевского". Ведь окажись они настоящими "новыми русскими", могли бы выручить от продажи своей собственности куда большие барыши. "Байпас", "Терминал" и "Портал" Удалось ли "Суражевскому" сохранить порт? Ответить можно, наверное, по-разному, смотря какой смысл вкладывать в понятие "порт". Крупное ли это предприятие, запутавшееся в сетях долгов и способное разве что потерять все "с молотка", погибнуть, как погибли в Свободном заводы "Автозапчасть" и силикатных стеновых материалов, лесоперевалочная база? Или дееспособный организм, где не прекращается работа, которой речники занимались многие десятилетия? Если иметь в виду последнее, то порт в Свободном сохранился. С апреля, после объявления ЗАО "Торговый порт "Свободный" банкротом, почти все его работники перешли в три новые малые предприятия: ООО "Терминал", "Байпас" и "Портал" с численностью работающих менее 100 человек в каждом. В самом "Суражевском" теперь только три человека. - Новые предприятия работают с нуля и по упрощенной системе налогообложения, - рассказывает директор ООО "Суражевское" Г. Чарыков. - "Терминал" занимается переработкой грузов, "Байпас" - перевозками на реке Зее, "Портал" ведет добычу гравия на Талакане и осуществляет перевозки по Бурее. После банкротства мы потеряли около 20 человек - тех, кто не прошел медицинское освидетельствование или оказался невостребованным на новых предприятиях. "Суражевское" передало им в аренду шесть РТ-300, три самоходки и пять портальных кранов. Я, имея доверенность от генерального директора пароходства, координирую работу всех четырех обществ с ограниченной ответственностью. Сегодня предприятия работают стабильно. Заключены договоры на производство работ, выплачена зарплата за апрель - май. Возможность работы на "упрощенке" позволила малым предприятиям резко снизить тарифы на перевозки угля. Это повысило их конкурентоспособность. - В этом году в перевозках угля в Зею и Зейский район ЗАО "Порт "Благовещенск" не участвует, потому что все тендеры выиграли мы, - продолжил Г. Чарыков. - Нам предстоит по северному завозу доставить 51 тысячу тонн топлива, а в прошлом году мы перевезли 37 тысяч тонн. То есть теперь меньшим составом людей и флота мы выполним больший объем и, следовательно, больше заработаем. - По вашему мнению, можно ли считать нормальным морально-психологический климат в коллективах речников? - Назвать нормальной задолженность по заработной плате, а это около четырех миллионов рублей, конечно же, нельзя. Большую помощь нам оказал губернатор области - перед новым годом в счет задолженности администрации Зеи нам было выделено два миллиона рублей. На сегодня долг Зеи - 3,6 миллиона. Большую работу проделал арбитражный управляющий: более миллиона рублей погашено. Есть возможность продажи имущества для возмещения остального долга. На малых предприятиях, возможно, будет повышена заработная плата. Но мы зарабатываем только во время навигации, значит, надо посчитать, что будем иметь осенью. Во всяком случае, новые предприятия способны работать стабильно. ...В Свободном не одно поколение горожан связано с речным портом. Среди нынешних речников немало таких, кто отдал этой работе 20 - 25 лет. Они не бросили порт в самые сложные годы, они верили в то, что предприятие сумеет выжить в рыночной стихии - ведь его работа важна и нужна. Оправдались ли наконец их надежды? Действительно ли порт стал непотопляемым? Руководители, нынешние и бывшие, убеждены в этом. А рабочие поверят в добрые перемены только тогда, когда новые предприятия избавятся от груза старых проблем, когда заработная плата здесь станет достойной, когда завтрашний день люди не будут ждать с тревогой и опаской.