Заплачено за полисы 39,2 млрд. рублей, а выплаты по страховым случаям составили менее 4 млрд. рублей. Эта весьма существенная разница между "получено" и "выплачено" стала предметом нашего разговора с начальником управления по связям с общественностью Российского союза автостраховщиков Андреем Щавелевым: - Да, лишь четыре миллиарда рублей наши страховые компании выплатили по уже произошедшим ДТП, но одни автовладельцы заключили договоры обязательного страхования летом прошлого года, другие (а это еще 8 миллионов человек) - только к декабрю. Таким образом, срок многих договоров, действующих в течение года, еще не истек. Поскольку авария на дороге может случиться в любое время, в том числе в последний месяц (даже день) страхового года, нужно, чтобы закон об ОСАГО сделал полный годовой круг - иначе цифры сравнивать некорректно. - Расскажите подробнее о компенсационных выплатах. - Это положение закона начало действовать с 1 июля. Если человек получил ранение в ДТП, то его компенсационная выплата составит 160 тысяч рублей. Если речь идет о гибели, то за одного умершего семья получит 240 тысяч. Причем деньги выплачиваются только трудоспособным гражданам. Если же из-за дорожной аварии скончался ребенок, то семье компенсируют лишь расходы на похороны. Я в управлении ГАИ отработал 15 лет и знаю не понаслышке, что количество ДТП в стране растет с каждым годом: 35 тысяч погибших и 240 тысяч пострадавших за год - это ж целые города, поселки умерших и инвалидов! Надо что-то делать. Закон об ОСАГО - жизненно важный документ, но госавтоинспекция недовольна. Почему? Раньше как было: стукнулись, поговорили ("Вась, ты мне это, а я тебе то") и разъехались. Сейчас невыгодно разъезжаться. Все зовут ГАИ, оформляют массу документов. У гаишников статотчетность поползла вверх, прибавилось и работы, и ответственности. Речь идет о страховых, компенсационных выплатах, а это суммы немалые. Что касается тех самых 39 миллиардов рублей страховых премий, то Российский союз автостраховщиков (РСА) берет на себя выплаты в тех случаях, когда у виновника ДТП нет страхового полиса, когда он скрылся с места происшествия и сбежавшего водителя милиция так и не нашла. Вот тогда-то пригодится резервный фонд РСА, который сформирован на базе названных миллиардов. - Как насчет дорожного фонда, ведь состояние дорог напрямую влияет на количество ДТП, число жертв и т. д.? - Мы заключили договор с Главным управлением ГАИ-ГИБДД МВД России, и в их целевой фонд "Человек - автомобиль - дорога - экология" (сокращенно "ЧАДЭ") уходит один процент от всех страховых премий. А отсюда деньги можно использовать на развитие материально-технической базы ГАИ, на совершенствование дорожного движения и на пропаганду безопасности поведения на дорогах. Уже утверждена совместная целевая программа. - Простите, Андрей Владимирович, но на местах ничего не знают о "ЧАДЭ"... - Это минус вашей госавтоинспекции - ее сотрудники должны быть заинтересованы в правовой пропаганде. В договоре с главком написано, что 50% всех денег, передаваемых в фонд "ЧАДЭ", должно уходить в регионы, то есть к вам, сюда на места. - И это для меня новость. Все-таки хорошо бы иметь и в столице каждого субъекта РФ если не представительство Российского союза автостраховщиков, то по сотруднику РСА. - Согласен, но давайте поживем немного, когда закон об ОСАГО сделает полный годовой круг. Нужно подсчитать все "за" и "против", ведь содержание аппарата - недешевое удовольствие.