По территории Амурской области проходит основная часть магистрали - 1718 километров. К этой транспортной артерии официально относится 58% амурской земли. Строительство БАМа оказало мощное влияние на социально-экономическое развитие региона. Достаточно привести несколько цифр: если до начала работ население в зоне БАМа немногим превышало 80000 человек, то к концу 80-х на этих территориях проживало почти 210 тысяч человек. Объем инвестиций в экономику области увеличился в два раза. Но, как известно, отношение к БАМу было не всегда однозначным. В начале 90-х годов в пылу реформаторских эмоций магистраль стала именоваться "дорогой в никуда". - Нам удалось сберечь саму магистраль, - отметил Леонид Коротков, выступая на экономическом форуме. - Уже в 2000 году мы ощутили первые результаты преимуществ БАМа. Если по отделениям Транссиба продолжали снижаться грузопотоки, то в Тындинском объем отправленных грузов впервые увеличился на 10%. Но мало просто сохранить производственные силы для хозяйственного освоения региона. По мнению губернатора, без государственной поддержки вдохнуть вторую жизнь в магистраль века невозможно. В зоне БАМа ведется лесопереработка акционерным обществом "Шахтаум", осваиваются титановое Куранахское, два золоторудных месторождения - Покровское и Березитовское. Вызывает большой интерес инвесторов Гаринское железорудное месторождение с запасом руды 400 млн. тонн и стоимостью проекта 1,4 млрд. долларов США. Кроме того, в зоне БАМа находятся крупные Огоджинское и Эльгинское угольные месторождения. Однако, по словам представителя Президента РФ в ДФО Константина Пуликовского, в настоящее время загрузка БАМа не превышает 45 - 50% от проектной мощности магистрали. Основной объем перевозок формируется за счет отправления угля южно-якутских месторождений по станциям Нерюнгри (9,4 млн. тонн) и Чегдомын (2,3 млн. тонн) в основном на экспорт и на ГРЭС Дальнего Востока. - Увеличение объема отечественных и зарубежных инвестиций в развитие зоны БАМа должно быть сегодня основной темой для обсуждения, - отметил в своем выступлении полпред. - Нам необходимо четко определить основу стратегии формирования благоприятного инвестиционного климата на этой территории. В этом деле нужны объединенные усилия Минэкономразвития и Минтранса России, других заинтересованных федеральных ведомств, а также субъектов федерации Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, представителей крупного бизнеса и науки. Активно ведется поиск инвесторов, заинтересованных в освоении Эльгинского месторождения углей, для совместной достройки и эксплуатации подъездного пути, вложения в строительство которого уже превысили 11 млрд. руб. В целом комплекс БАМ призван решить задачи, грандиозные по своим масштабам и в то же время ясные и понятные, - это открытие доступа к природным ресурсам огромного неосвоенного региона, обеспечение транзитных перевозок по кратчайшему расстоянию, создание межконтинентального железнодорожного маршрута восток - запад с выходом к портам Тихого океана. - Уникальность такого объекта, как Байкало-Амурская железная дорога, заключается в том, что в дальневосточной части России есть готовый инструмент для достижения цели, стоящей перед транспортным комплексом Российской Федерации, - считает министр транспорта Игорь Левитин. - БАМ - это артерия, готовая ускорить товародвижение. И все же для обеспечения перевозок потребуется проведение ряда реконструктивных мероприятий по восстановлению пропускной способности БАМа, включая 12 ранее демонтированных объектов. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день доходы от эксплуатации покрывают менее 50% затрат на содержание БАМа. Убытки ОАО "РЖД" от эксплуатации составляют более 2 млрд. рублей в год. Развитие огромного сырьевого потенциала региона должно позволить компании обеспечить более интенсивную загрузку магистрали и улучшить финансовые показатели ее использования. - В ближайшие годы ОАО "РЖД" планирует вложить в развитие БАМа и прилегающих территорий более 30 млрд. рублей, - заявил президент ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Фадеев на брифинге в честь 30-летия магистрали. По его словам, эти средства пойдут на развитие Забайкальской дороги от ст. Карымская до Забайкальска, пограничного перехода с Китаем и на увеличение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали до Комсомольска, включающее в себя прокладку вторых путей, электрификацию продолжения головного участка, создание ремонтной базы под увеличенный локомотивный парк. Одним из важнейших моментов загрузки БАМа станет проект компании "Транснефть", которая планирует в Кувыкте (северный регион Иркутской области) добывать 30 млн. тонн нефти и перекачивать ее на побережье Японского моря, на ст. Крабовую (в районе Владивостока) нефтепроводом. Трубопровод протянется на 4 тыс. км. После укладки первой тысячи километров трубы планируется установить нефтяную эстакаду, где будут заполняться цистерны. Их станут перевозить по железной дороге на 3 тыс. км - до Крабовой. - В идеале нефтепровод стоимостью 9 млрд. рублей должен быть уложен за 5 - 6 лет, то есть БАМ может быть загружен на ближайшие 8 лет просто до отказа. А потом - разработка Чинейского месторождения железной, медной руды... Так что магистраль простаивать не будет, - отметил Геннадий Фадеев. В 4-м квартале 2004 года начнет работать компания "Русская тройка" - совместное предприятие ОАО "РЖД" и ОАО "Дальневосточное морское пароходство" - которая намерена создать новую компанию по организации контейнерных перевозок по Транссибирской магистрали. Геннадий Фадеев отметил, что конкуренция пойдет на пользу всем участникам рынка контейнерных перевозок. "Создание новой компании позволит отсечь всех посредников от контейнерных перевозок и загрузить российские железные магистрали", - считает глава ОАО "РЖД". Обсудив основные итоги и перспективы развития Байкало-Амурской магистрали и прилегающих к ней территорий, участники экономического форума подписали резолюцию в адрес правительства Российской Федерации с предложениями возобновить работу над проектом программы и соответствующего федерального закона по освоению зоны БАМа.