- Сейчас проект находится на стадии технико-экономического обоснования, - рассказывает первый заместитель начальника департамента по промышленности, транспорту и связи администрации области Виталий Песков. - Предстоит еще сделать оценку воздействия строительства на окружающую среду, потребуются экологическая экспертиза, государственная экспертиза. По самым оптимистичным прогнозам, строительство начнется не раньше чем через два года. А еще через три с половиной объект будет полностью готов к эксплуатации. Ежегодные налоговые поступления в Приамурье, по подсчетам специалистов, составят приблизительно десять миллионов долларов. Деньги будут поступать и в областной, и в местные бюджеты. Кроме этого, предусмотрена компенсация за вред, причиненный окружающей среде, - более 280 миллионов. Определенные выплаты получат и собственники земель, по которым проляжет трасса. Всего 13 районов области "захватит" нефтепровод. - По территории Приамурья пройдет большая часть нефтепроводной системы, 1406 километров, будет построено 15 из 44 нефтенасосных станций. Поэтому и расходы на строительство и обслуживание трассы существеннее, нежели в других регионах, - продолжает Виталий Евгеньевич. - Насосные станции - это целые предприятия со своей инфраструктурой. В районе каждой расположатся электростанция, специальные лаборатории, где будут проводить регулярные исследования на количество и качество перекачиваемой нефти. Кроме этого, нефтепровод будет оснащен системой видеонаблюдения на всем протяжении трассы, специальной сигнализацией. На строительство из области привлекут более восьми тысяч жителей. Постоянные рабочие места с высоким уровнем средней заработной платы предусмотрены для 2,5 тысячи человек. - Для обслуживания объекта нужны специалисты высокого класса, каких в Приамурье пока нет. Поэтому "костяк" составят приезжие мастера, у которых амурчане наберутся опыта. В ходе строительства нефтепровода для персонала будет создана социальная база, построено жилье. Кроме этого, в области появится районное нефтепроводное управление (РНУ). Подобные административные единицы организуют в Хабаровске и Тайшете Иркутской области. Авторы проекта постарались минимизировать риск для природы Приамурья. Разработка предполагает автоматизированное обнаружение утечек нефти. В случае порыва нефть откачают в специальные резервуары, чтобы избежать попадания ее на почву. Однако, по заверению специалистов, такие внештатные ситуации на нефтепроводе практически исключены. Разработчики говорят, что степень аварийности измеряется десятыми долями процента на тысячу километров трассы. Все мероприятия направлены на бесперебойную и безаварийную работу системы. - Нефтетрасса пройдет вдоль БАМа, по территории, на которую уже оказано определенное негативное воздействие. Нo на миграцию амурских животных, как может подумать кто-то из экологов, строительство не повлияет, - уверен Виталий Бесков. - Шумные нефтенасосные станции будут огорожены. Вместе со строительством нефтепровода в Приамурье появятся не только дополнительные рабочие места и жилье. "Восточная Сибирь - Тихий океан" - это еще и целый энергетический комплекс, а также "лишняя" автотрасса, необходимая для правильной эксплуатации объекта. Все системы будут постоянно поддерживать в рабочем режиме. Проектировщики утверждают, что ВСТО - уникальное предприятие, при сооружении объектов которого будут применять мировые новшества в области строительства трубопроводного транспорта нефти и самое современное оборудование.