Необходимо укрупнять ряд сельских муниципальных образований, вполне возможно - и некоторые районы. С чем связаны данные предложения? - Постановка вышеперечисленных задач обусловлена не только требованием федеральных законов, указов президента, но и жизнью. Реальной необходимостью повышать эффективность деятельности всех уровней власти, включая местное самоуправление, изыскивать резервы снижения бюджетных затрат. Но если народ не захочет объединять свои муниципальные образования, никто ничего менять не будет. Однако проработав три года в областном Совете, в большей мере уделяя внимание вопросам экономики, сельского хозяйства, наполняемости бюджета, я пришел к пониманию: пока у нас не будет реально проведена реформа местного самоуправления, государственной власти, административная реформа, ничего к лучшему не изменится. Сейчас у нас система управления государством работает не совсем эффективно. Потому что нечетко закреплены предметы ведения и полномочия каждого уровня власти, в том числе и местного самоуправления. Очень много промежуточных звеньев, очень много людей, которые пытаются изыскать личную выгоду из того или иного вопроса. Реализация нового закона о местном самоуправлении должна привести к тому, что к 2006 году каждый муниципалитет уйдет от избыточных функций, которыми в настоящий момент занимается. - А конкретнее? - В собственности муниципалитета не должно быть магазинов, рынков, гостиниц и прочего. Это все должно быть либо приватизировано, или же на базе этих комплексов созданы учреждения, которые будут выполнять социальную функцию. - Читая эти строки, наверное, не один глава бросит в вашу сторону камень: это же дополнительные деньги в бюджет! - Чтобы в бюджете были деньги, надо создавать элементарные условия для предпринимателей и собирать с них налоги. Очень жестко выстраивать фискальную систему, чтобы работали налоговая инспекция, службы надзора, был налажен жесткий контроль за сбором налогов и ответственность. Это, конечно, колоссальная работа. И если президент, правительство и госвласть в области доведут эту реформу до ума, тогда все встанет с головы на ноги. Каждый должен заниматься своим делом: власть - социальными функциями, а бизнес - бизнесом. Не должно быть ни мздоимства, ни излишних интересов и влияния. Что касается организации пассажирских перевозок, обеспечения народа теплом, электричеством и так далее... В будущем таких объектов в собственности муниципалитетов может и не быть. Ведь позиция федеральных властей в целом направлена на то, чтобы муниципалитет и государство были заказчиком, а исполнителем должны быть коммерческие структуры. И это нормально. Так делается во всех развитых странах. - Есть опасения, что частник задерет непомерные цены на те же коммунальные услуги. - Это все политические спекуляции, и не более. Федеральный закон четко говорит: цены, независимо от того, кто владеет теми же сетями (коммерсант или муниципалитет), будет устанавливать государственный орган. Раньше у нас это была РЭК, а сейчас - управление цен и закупок администрации области. Поэтому если сейчас АКС захочет поднять в три раза тарифы, власть просто не даст им это сделать. - С 2005 года на бюджет Амурской области падает обеспечение всех начальных профессиональных образований, которые сегодня финансируются из федерального бюджета. Если будет принят законопроект о монетизации льгот, то на уровень субъектов спускается финансирование льгот ветеранам труда (а это огромная категория) плюс льготы репрессированным, сельские льготы, детские пособия... Откуда в нашей дотационной области возьмутся на это деньги? - Именно поэтому и надо искать резервы. Иного выхода нет. А что такое резервы? Во-первых, повышение доходов. То есть надо повышать налоговую базу, создавать предприятия... И работа в этом направлении ведется. Если в 2001 году налоговые доходы в областном бюджете составили миллиард четыреста миллионов рублей, то в этом году мы запланировали уже четыре миллиарда четыреста миллионов - в три раза больше. Как бы кто власть ни критиковал, а эти цифры говорят за себя: ни одно крупное предприятие не закрылось, рабочие места сохранились, развивается бизнес в области. Это большой плюс. Второе - надо искать пути снижения бюджетных расходов. И один из вариантов - объединение муниципальных образований. Конечно, это надо делать без ущерба для людей, живущих на этих территориях. К примеру, на территории Благовещенского района тринадцать сельских советов. Каждый сельсовет предполагает администрацию, представительный орган и, соответственно, аппарат - от трех до шести человек. С введением нового закона на уровень муниципалов передаются огромные функции, которые они до сих пор не выполняли. Сельсоветы теперь должны иметь специалистов по водо- и электроснабжению, топливообеспечению, отводу стоков и так далее. То есть каждое муниципальное образование должно увеличить штат с соответствующим финансированием. Это все говорит о чем? Если мы в области ничего не меняем в муниципальных образованиях, то, во-первых, увеличивается штат чиновников и, соответственно, их финансирование. Второе - сегодня межбюджетные отношения у нас строятся между областью и городами и районами областного значения. А с 2006 года будут бюджетные отношения с каждым муниципальным образованием. Представляете, что будет, когда начнем принимать бюджет? Распределение дотаций и прочее по всем 334 муниципальным образованиям! Значит, в каждом сельсовете (даже если там живет 200 - 300 человек) должны быть классная бухгалтерия, компьютерное обеспечение, отличнейшая связь. Все это предполагает увеличение расходов. А ведь нам передают еще и выплату льгот, и обеспечение профучилищ... Где брать на все это деньги? Вернемся опять к Благовещенскому району, на территории которого находятся сельсоветы Садовский и Плодопитомнический. Села находятся фактически в черте Благовещенска, но там свои власть, финансы... То же самое в Чигирях. Разумно иметь такие муниципальные образования? Нет! И таких примеров по Амурской области множество. Люди в Садовом не могут понять, почему они живут хуже жителей поселка Мясокомбинат. А все очень просто: последние относятся к городу, а Садовое - к Благовещенскому району, где доходов не хватает даже на то, чтобы чиновников прокормить. Району, чтобы нормально прожить, на все про все надо порядка 210 миллионов рублей. Налоговые доходы составляют всего 22 миллиона, а расходы на государственное управление - 32 миллиона! - При этом ситуация в районе удручающая: школы и детские сады без света, педагоги не получают зарплату по нескольку месяцев. На это у власти денег нет. - Если мы оставим все, как есть, то в связи с реализацией нового закона о местном самоуправлении затраты на содержание чиновников здесь вырастут еще минимум на три миллиона рублей в год. А если создадим Благовещенский городской округ, объединив областной центр и район, то экономия только на чиновниках составит порядка 15 миллионов рублей. А объединив, к примеру, Шимановск и Шимановский район, мы получим экономию бюджетных расходов в четыре миллиона рублей. Эти деньги можно направить на то, чтобы обеспечить нормальную жизнь людям. - Селяне против объединения с городом, потому что боятся потерять льготы. - В настоящий момент идут такие слухи по Благовещенскому району. Людям просто пудрят мозги. Все села будут входить в Благовещенский округ как сельские поселения, поэтому льготы сохранятся. Пример - село Белогорье. Словом, люди от этого хуже жить не будут. Но реально управляемость повышается, деньги бюджетные экономятся.Мы разослали письма всем главам муниципальных образований, чтобы они высказывали свои предложения. И многие уже откликнулись. В этом направлении уже работают Бурейский, Мазановский, Серышевский, Михайловский, Ивановский, Константиновский районы. Но многие пока занимают выжидательную позицию. - Времени на обдумывание осталось мало. Да и многие процессы мы уже упустили - на некоторых территориях прошли выборы в сельские, районные администрации и советы. Там реформа явно тормознется. Надо проводить новые выборы, и не факт, что выбранный глава вновь останется у власти. Будет жесткое противодействие. - Реформы - это всегда болезненный процесс. Но иногда надо идти на непопулярные меры ради будущего благополучия. Политика укрупнения регионов идет и на уровне всей Российской Федерации. В 1993-м раскидали страну, а теперь по кусочкам собираем. Уже осуществлен пилотный проект объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. - Идут разговоры и об объединении Амурской области и Хабаровского края. - В целом есть и плюсы, и минусы. Но если говорить о наших аграриях, то они от такого объединения только выиграют. Простой пример. 2002 год. Данные статистики господдержки сельского хозяйства в нашем федеральном округе на один гектар пашни: в Приморском крае - 413 рублей, В ЕАО - 500, в Хабаровском крае - 3612, в Амурской области - 137 рублей. А в Якутии на сельское хозяйство тратится несколько миллиардов рублей в год. Спрашивается, Якутии это надо? Допустим, мы решим объединиться в единый Дальневосточный край. Поверьте, никто тогда не станет сельским хозяйством заниматься в Якутии, на Камчатке или на Сахалине. Упор сделают на Амурскую область, которая будет, как и в советское время, кормить весь Дальний Восток. Деньги потекут к нам рекой. Другой момент: в каждом крае и области, независимо от того, сколько там живет жителей, созданы федеральные структуры (ФСБ, УВД, налоговая инспекция, казначейство), и все их кормит страна. А это наши с вами деньги. И третий плюс - повысится управляемость территорией. Вспомните историю. Россия всегда умирала, когда делилась на княжества. А когда находился умный князь, который всех консолидировал, вставала из пепла. Сейчас идет тот же самый процесс. Это федеральная политика. Я думаю, что она правильная, и ее надо реализовывать - конечно, только там, где это экономически целесообразно. Если мы дальше будем за самостийность биться, так и будем прозябать в нищете.