Как сообщила начальник отдела территориального развития и проблем северных территорий департамента экономического развития и внешних связей обладминистрации Ольга Еланцева, это лишь 73,8% необходимой суммы. Остальные средства территории должны изыскать сами. В Приамурье это Шимановский, Мазановский, Тындинский, Зейский и Селемджинский районы, город Зея. Для каждой территории определены свои контрольные сроки, некоторые грузы будут завозить уже с наступлением холодов по зимникам, но основной объем должен поступить в отдаленные населенные пункты в период навигации. Главное внимание всех, причастных к северному завозу, акцентировано на своевременной доставке топлива. Более 93% выделенных Федеральным фондом финансовой поддержки средств направлено территориям именно на эти цели. В нынешнем году федеральные деньги поступили в регион значительно раньше, что позволило еще весной провести конкурсы среди компаний, осуществляющих северный завоз, заключить договоры. Речным транспортом в навигацию 2004 года везут топливо на север ООО «Байпас» и ЗАО «Торговый порт Зея», победившие в конкурсе. На перевозке угля задействовано пять судов. Прием груза с железной дороги в Свободном и погрузку его на суда осуществляет ООО «Терминал». Но, по словам Ольги Иннокентьевны, из-за организационных неурядиц первые дни навигации и большая вода «Байпасом» и «Терминалом» были упущены. С опозданием были отремонтированы подъездные пути и суда. Сегодня отставание приходится наверстывать, прилагая значительные усилия. Суда проводят по малой воде, используя попуски Зейской ГЭС. Сейчас в Свободном сконцентрировано 26 тыс. тонн угля, предназначенного для отправки на север. По состоянию на 15 июля план завоза в целом выполнен на 87,6%, по доставке угля - на 58,2%. Объем навигационных работ планируется выполнить к концу сентября. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года нефтепродуктов завезено в 2,5 раза больше, угля - 185,6%, продовольствия - 81,3%. Есть отставание в доставке мясорастительных консервов, сухих молочных продуктов, муки и сахара. Среди сдерживающих факторов Ольга Еланцева назвала недостаток у территорий собственных средств. Особенно остро этот вопрос стоит в Зейском и Селемджинском районах, а между тем Селемджинский район - один из сложнейших в области в транспортном отношении. Вопрос дополнительного финансирования северного завоза поставлен обладминистрацией перед Минэкономразвития. Минимальная сумма, необходимая для решения самых неотложных проблем, составляет 20 млн. рублей. А пока, не дожидаясь ответа из Москвы, районы пытаются решать проблему самостоятельно. Утренняя прохлада, появившаяся в последние дни, напоминает: зима не за горами, а на север она приходит гораздо раньше.