Из семи суток, которые скорый поезд «Россия» проводит в пути из Владивостока в Москву, двое он движется по Забайкальской дороге. Первые годы начала нового века для Забайкальской железной дороги совпали с периодом реформирования железнодорожного транспорта страны и крупномасштабным технологическим обновлением эксплуатационной сферы и ремонтной базы. Огромные средства и силы дорога вкладывает в развитие пассажирского комплекса. Реализуется программа реконструкции посадочных платформ и перронов, расширяется сеть сервисных центров. Открыты принципиально новые для дороги скоростные электропоезда «Забайкалье» по маршруту Чита - Улан-Удэ, «Приамурье» сообщением Благовещенск - Шимановск. Сегодня дорога решает две стратегические задачи. Первая - совершенствование качества и объемов экспортно-импортных перевозок в КНР. Вторая - обеспечение гарантированного ускоренного пропуска транзитного поездопотока по главному ходу, чтобы организовать трансконтинентальный коридор между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Западной Европы. Работа дороги обеспечивает также стабильность и последовательное социально-экономическое развитие регионов, по территории которых она проходит. В канун профессионального праздника Дня железнодорожника «Амурская правда» предоставляет слово начальнику Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» Виктору Хохрякову: - Последние годы Забайкальская магистраль традиционно входит в пятерку лидеров среди семнадцати дорог сети, заметно опережая такие крупные дороги, как Московская, Октябрьская, Северо-Кавказская. Удалось значительно улучшить качество использования подвижного состава. Мы смогли преодолеть «планку» показательного для нас 1988 года, когда на всей сети и на Забайкальской магистрали был пик работы. Также достигнут существенный подъем по производительности локомотива и вагона, статической нагрузке. Хорошая динамика - по участковой и технической скоростям движения поездов. Как и для других отраслей экономики, приоритетным критерием оценки деятельности для нас является производительность труда, ведь от этого напрямую зависит рост благосостояния работников. К уровню прошлого года среднемесячная заработная плата увеличилась на 28 процентов и в настоящее время составляет 13 тысяч рублей. Понятно, что с такими доходами люди чувствуют уверенность в завтрашнем дне и обязанности свои выполняют с большей отдачей. На нашей дороге эффективно применяется право на дополнительное материальное стимулирование. Так, только по итогам первого квартала мотивационный фонд составил 29 миллионов рублей. Об этом особенно приятно говорить, учитывая, что далеко не каждая из семнадцати дорог России подошла к такой сумме. - Продолжая тему реформирования отрасли, хотелось бы услышать ваше мнение о том, как структурные изменения отразились на работе дороги. - Сейчас делается все, чтобы достичь финансовой прозрачности отрасли, усовершенствовать управленческую схему, создать условия для технического и технологического обновления фондов, внедрить передовые технологии в сферу организации перевозок. Все это направлено на полное удовлетворение требований наших клиентов - пассажиров и грузоотправителей, что как раз и является целью происходящих перемен. И то, что дороги уверенно справляются с растущими объемами перевозок, прекрасно свидетельствует о продуманности и эффективности начатых преобразований. Как руководитель магистрали я ощутил увеличение уровня ответственности, возлагаемой на меня и на весь коллектив нашего филиала компании. Очень возрос спрос за расходование средств. Отсутствие государственных вливаний, вытекающее из новой формы собственности, заставляет нас надеяться только на собственные силы и быть очень рачительными в своих тратах. Мы уже научились четко выстраивать приоритеты в своей работе, требующие первоочередных финансовых вливаний. Кстати, то, что с переходом дорог в статус филиалов ОАО «РЖД» упростилась принципиальная схема взаимоотношений по финансовым вопросам, я тоже рассматриваю как положительный результат реформы. Мы ушли от системы выставления счетов дороги в адрес штаба отрасли. Все денежные потоки централизованы, и вопросы выделения средств решаются внутри компании. - Не сказались ли преобразования на штатной численности коллектива дороги? - Нисколько. Мы вообще не ведем речь о сокращении. Наоборот, появляются дополнительные рабочие места, для путейцев, вагонников, энергетиков. Более того, мы нуждаемся в специалистах, которые занялись бы усовершенствованием технологии перевозочного процесса. А то, что мы пришли на удлиненные «плечи» обслуживания поездов локомотивными бригадами и вагонниками, перепрофилировали предприятия, уже сегодня нам позволяет использовать коллектив железнодорожников более рационально. Заявляю с полной ответственностью: наши люди на улице не оказываются. Мы ликвидировали сами условия для возникновения какой-либо социальной напряженности. Я только что вернулся из поездки по линии, общался с людьми, проводил планерки, собрания. Ни одного вопроса, связанного с неправомерным увольнением или невозможностью устроиться на работу, мне не задали. - Что нового на дороге? - Вагоны стали чище, уютнее. Стараемся предоставлять все услуги, какие только возможно. В дополнение к скоростным электропоездам «Ингода» и «Забайкалье» в этом году запустили еще по одному комфортабельному пригородному поезду в Читинской и Амурской областях. Хорошие вагоны сделали, с барами, телевизорами. Пассажиры, судя по отзывам, довольны. В ближайших планах - организовать беспересадочный поезд до станции Маньчжурия в Китайской Народной Республике. Есть нововведения для удобства пассажиров на вокзалах. В Белогорске, Чите и на некоторых других крупных станциях появились дополнительные помещения, чтобы пассажир мог и отдохнуть. Чтобы удовлетворить спрос на билеты в летний график, ввели много дополнительных вагонов и поездов. Например, возродили прицепные вагоны до Симферополя. Подняли из ремонта весь подвижной состав, и все имевшиеся на дороге вагоны запустили в рейс. И, конечно, сейчас во время сезона летних пассажирских перевозок повысился спрос за соблюдение графика движения поездов. Проблема многочасовых опозданий, стоявшая два-три года назад, сейчас отпала. Стараемся вообще ликвидировать задержки. Но специфика Забайкальской дороги такова, что она вытянута на 2300 километров в одну нитку по главному ходу, поэтому во время технологических закрытий пути сбои случаются. - Виктор Николаевич, лето для железнодорожников традиционно остается сезоном масштабных работ по модернизации пути. Как работается путеремонтникам? - Для Забайкальской железной дороги укрепление путевого хозяйства - вопрос приоритетного звучания. От объемов и качества выполняемых сейчас работ напрямую зависит динамика таких показателей, как участковая и техническая скорости движения поездов. И путеремонтники достойно справляются с возложенными на них задачами. Главное - сейчас путевые машинные станции обеспечены всеми необходимыми материалами, предприятия «шьют» решетку, есть в наличии шпалы. Большой объем капитального ремонта проводится на искусственных сооружениях. Огромное количество рек и ручьев на территории регионов, по которым проходит дорога, - это еще одна особенность, создающая массу проблем в содержании пути. Число больших и малых мостов исчисляется тысячами. Треть из них - в списке просроченных по видам ремонтов. На июльском заседании правления ОАО «РЖД» обсуждалась программа развития отрасли до 2010 года. Я там поставил вопрос о выделении двух миллиардов рублей, чтобы снять эту проблему, и получил принципиальную поддержку руководства компании. Кстати, зашла речь и о спрямлении так называемых кривых малого радиуса на главном ходу нашей дороги. Например, на перегонах между станциями Ерофей Павлович и Сковородино есть участки, где можно было убрать петли, длина пути которых доходит до пяти километров. Представляете, какая могла бы быть в перспективе экономия времени в движении поездов, да и повышение уровня безопасности тоже имеет немалое значение. Конечно, такие работы очень капиталоемки, за пару лет их не осуществишь, но, по словам президента компании Геннадия Фадеева, их необходимо начинать уже в ближайшее время и проводить отдельными участками в рамках летней путеремонтной кампании. - С какими словами вы бы хотели обратиться к коллективу магистрали в канун Дня железнодорожника? - Считаю, нынешнему поколению тружеников Забайкальской железной дороги очень повезло. Нам, как и первостроителям Великого Сибирского пути, выпала честь воплотить в жизнь проекты исторического значения. Очень символично, что спустя век после начала движения поездов по нашей дороге, мы взяли курс к новым горизонтам развития магистрали на благо укрепления международных связей и экономической мощи России и ее восточных регионов. Поэтому, желая работникам и ветеранам дороги здоровья, долголетия, энергии, веры в себя и свои силы, хорошего семейного тыла, материального благополучия, верю: все это будет. Любая, даже самая сложная задача железнодорожникам по плечу.