Ведь по единственной связующей ниточке для Селемджинского района мы как раз едем. Эти километры привычны для Игоря Лагунова, заместителя начальника «Амурупрадора». Каждый мост (а их тут многие десятки), каждый проблемный участок ему хорошо знаком, однако на этот раз он без лишних, правда, эмоций удивляется вместе со мной: «Да, вода показала, что нужно делать». И вот мы уже, наверное, в пятнадцатый раз останавливаемся у размытого полотна, огромного завала леса, угрожающей кучей собравшегося у ветхого моста. Проезжаем участок драги N 93 ЗАО «Хэргу» - здесь вода была по самые окна, а жилые вагончики плавали. У лесозаготовителей и вовсе смыло мост через Верхнюю Стойбу, а с ним - десятки тысяч кубов готового к вывозу леса. Многие ветхие мосты на трассе превратились в аварийные. Хорошо хоть построенные недавно паводок выдержали. На Большом Караураке вода подпирала пролет моста, но тому хоть бы что: проектом такая возможность была учтена. Дорога на Экимчан во многих местах спустилась даже ниже своей пятой категории и превратилась для водителей в испытательный полигон со множествами препятствий. Особенно проблемный участок здесь между Селемджинском и бывшим поселком Лукачек, а это 30 километров. Может случиться, что он станет полностью непроезжим, и тогда прекратится снабжение нашего севера продуктами питания. Для этой дороги каждый хороший дождь - стихия. Прошедшие здесь в двадцатых числах июля осадки заставили районную администрацию объявить чрезвычайную ситуацию и вести аварийно-спасательные работы. С нами по местам ЧС едет эксперт этой службы из областного управления Георгий Сидоренко. Он сдерживает эмоции при виде ушедшей под воду дороги, потому что знает: впереди ситуация хлеще. Многочасовая поездка по ничейной дороге наконец-то заканчивается у Токура. Два дня назад здесь были подняты по тревоге районные чиновники, чрезвычайщики, да и все жители. Вода ворвалась в поселок с двух сторон. Сверху почти тысячекубовым селем и широченными ручьями она хлынула на дома и улицы, залила огороды, смыла заборы, полностью унесла один мост, еще три моста привела в аварийное и непроезжее состояние плюс окружила начальную и среднюю школы. Снизу бушевал Малый Караурак, которого ливни почти полностью освободили от многочисленных искусственных сооружений. Уничтожены пешеходный переход, эстакада с теплотрассой и водопроводом, унесены сотни метров защитной дамбы, размыты подходы к мосту. Несколько суток здесь восстанавливали привычную жизнь (правда, пока по временной схеме), налаживали электрообеспечение, выпечку хлеба, ремонтировали связь. В те же дни со стихией боролись и в других населенных пунктах района, например в Февральске. Мэр этого поселка Михаил Натыкан, оказалось, на подобных стихиях вырос: - Мы обо всем знали заранее и все сделали, что положено. Жители Февральска подготовили моторные лодки, тракторы, вездеходы (у кого что есть), подняли домашние вещи повыше. И когда вода стремительно поднялась на два метра, никто не растерялся. Пострадали, конечно, огороды и улицы, а здесь, в железнодорожном поселке, обошлось - даже мост через Быссу, хоть и на деревянных сваях, а выдержал. Ему бы, конечно, внимание уделить не мешало. Сейчас ущерб считается, ситуация анализируется. Но у меня нет твердой уверенности в том, что людям помогут в полном объеме восстановить ущерб: бюджет района пуст. Только в июле за неполный месяц здесь недополучили доходов более чем на 16 миллионов рублей, начал расти долг по зарплате бюджетникам, нет денег на подготовку к зиме. А тут еще эта стихия сильно ударила по дороге и ее искусственным сооружениям. Нужны серьезные силы и средства, но где их взять?! - Нормальный проезд в соответствии с категорией дороги мы обеспечим, - говорит И. Лагунов. - У нас запланировано строительство нескольких мостов. Нынче на эту дорогу уже затрачено 29 миллионов рублей, 20 из которых - на искусственные сооружения. После стихии подкорректируем планы, но одних только наших средств недостаточно, ведь здесь более сотни мостов и труб требуют ремонта или замены. Начальник Селемджинского дорожного предприятия Сергей Охват уточнил проблему: - Зона нашей ответственности ограничивается на севере паромной переправой через Селемджу, что в нескольких десятках километров от Февральска, а весь более чем 200-километровый участок дороги в северном направлении плюс остальные дороги к другим населенным пунктам - ничьи. Но мы там работаем и будем работать - по мере возможностей, конечно. А по-хорошему нужна заинтересованность местных властей. И не только: дорогой активно пользуются золотодобывающие и лесозаготовительные предприятия. Их многотонный транспорт разрушает наш труд порой посильнее, чем хороший ливень. Надо бы смотреть дальше - паром дважды в год (весной и осенью) не работает, и необходимость моста назрела. - Мы обращались к организациям, которые пользуются дорогой, и некоторые откликнулись и кое-что делают, - заместитель главы районной администрации Александр Нижник привел примеры. Примеры видели и мы, по дороге. Наверное, кто-то где-то что-то делает, но в нескольких местах подъезды к лесоделянам не оборудованы. Из-за этого ликвидированы кюветы, а значит, разрушительной силе воды открыт полный простор. Если бы каждое предприятие взяло на себя не формальную, а настоящую заботу о маленьком участке дороги, которым пользуется, дело бы поправилось. Тут, как мне кажется, нужна четкая позиция местной администрации, которой следовало бы власть употребить, ведь лицензии-то согласовываются, наверное. - Нет. Лес, золото, да и сама территория - федеральные, а у нас лишь населенные пункты, - Александр Нижник разводит руками. Хорошо, что дорожники нашли способ работать за пределами своей юридической ответственности. Имея базу в Февральске, они передислоцировали за Селемджу два грейдера, три самосвала, погрузчик и бульдозер в дополнение к тому, что было, и теперь таким мобильным комплексом приводят дорогу в удовлетворительное состояние.