Любой гражданин знает об этих проблемах не понаслышке, и вряд ли найдется человек, который выступит против таких реформ. Но у себя дома люди видят совсем другую реформу ЖКХ. Она заключается в том, что платить нужно все больше, а мусор и разбитые лампочки на лестничной площадке остаются без изменений. Такую реформу объяснить никому невозможно. Она вызывает только вполне понятное возмущение. Сегодня сам термин - реформа ЖКХ - часто служит просто синонимом повышения тарифов. Для многих удобно, а то и очень выгодно понимать его именно так. Но для общества в целом такое отождествление - крайне неприятный симптом. Оно свидетельствует об ошибках, допущенных государством. Сфера ЖКХ настолько важна для жизни людей и находится в таком плачевном состоянии, что ее реформирование объективно отвечает интересам большинства граждан. Целые города из года в год становятся зонами коммунального бедствия. С большими и малыми сбоями в работе коммунальных систем постоянно сталкиваются жители всех без исключения регионов России. И дело не ограничивается неудобствами. Нередко под угрозой оказываются здоровье и даже жизнь людей. Если реформа, которая должна изменить это, считается непопулярной и связывается основной массой граждан со снижением уровня жизни, - это серьезный повод задуматься о технологии ее проведения. Надо разделить две стороны реформы и в политике, и в сознании людей. Выдвинуть на передний план главное - всестороннюю модернизацию отрасли: техническую, экономическую, организационную. И дать четкий, приемлемый для общества ответ на ключевой вопрос: кто заплатит за реформу ЖКХ? Первое и главное, в чем нуждается жилищно-коммунальное хозяйство, - это система управления, способная рационально распоряжаться деньгами и материальными ресурсами. Без этого о реформе говорить бессмысленно. Второе - это механизм защиты прав и интересов граждан в процессе реформирования отрасли. В соответствии с Конституцией мы строим в России социальное и к тому же правовое государство. Это значит, что государство обязано исправлять нежелательные последствия деятельности рынка. И третье, что нужно для реформы ЖКХ, - это действительно деньги. Но не на текущие расходы, а на инвестиции. Разница принципиальная: в этом случае о финансовой стороне коммунального хозяйства жильцы будут знать по новому лифту, бесперебойной подаче воды и электричества, горячим батареям зимой, а не только по возросшим суммам в платежных квитанциях. Без решения этих трех принципиальных задач повышать тарифы, подтягивать их к уровню затрат бессмысленно - все равно, что лить воду в бездонную бочку. В России в 2002 - 2003 годах тарифы на жилищно-коммунальные услуги росли в два-три раза быстрее, чем уровень цен и доходы населения. В результате за два года отрасль получила дополнительные доходы в размере примерно 250 млрд. руб. Прямо скажем, немалые деньги. По расчетам, на них можно было модернизировать 40% всей сферы ЖКХ. На деле же обновления технической базы не произошло и даже финансовое положение предприятий ЖКХ не улучшилось. Текущие расходы шли в ногу с доходами, значительно опережая рост цен. И это вполне естественно, есть у руководителей и работников нет ни заинтересованности в экономии, ни опасения каких-либо санкций за неэффективное использование ресурсов. Теперь специалисты отрасли считают, что ей нужно еще 72 млрд. руб. в год, чтобы сводить концы с концами. Но и опыт, и здравый смысл подсказывают, что без коренного изменения экономического механизма ЖКХ расходы могут расти бесконечно. Беда отрасли не в дефиците финансовых ресурсов, а в невозможности обеспечить их рациональное использование. Совсем другие примеры я видел в Казахстане, хотя весь уклад жизни там очень похож на российский - и по состоянию экономики, и по психологии людей. Реформа ЖКХ в Казахстане уже завершена. В отрасли действуют законы рынка, коммерческого расчета. В каждой квартире, в каждом доме установлены счетчики воды, газа. И расход ресурсов в результате сократился на 40%. Безусловно, полностью обновить инженерные системы ЖКХ там еще не успели. Это значит, что значительная часть перерасхода была связана не с состоянием техники, как часто приходится слышать, а с нерациональным управлением: где-то с безответственностью, а где-то и с корыстью. Рынок, где за нерадивость приходится отвечать собственным рублем - мощное средство для наведения порядка. Но из-за социальных ограничений, из-за низкого уровня доходов населения государство сегодня вынуждено сдерживать развитие рыночных механизмов в сфере ЖКХ. И этот огромный сектор хозяйства оказывается тормозом для всей экономики страны, а значит, и для решения социальных проблем. Где выход из этого замкнутого круга? Мне уже приходилось высказывать мысль, что реформу ЖКХ надо было бы начинать с реформы доходов населения. В качестве первого шага необходимо ликвидировать отставание минимальной заработной платы от прожиточного минимума. Уже при достигнутых объемах бюджета можно произвести необходимый маневр ресурсами. Значительные резервы увеличения государственных доходов (природная рента, алкогольная монополия, более эффективное использование государственной собственности) позволяют проводить активную политику повышения доходов населения, стремясь к такому их уровню, при котором заработная плата в России станет сопоставимой с производительностью труда. Как известно из международных сравнений, это означает рост в 3 - 4 раза. Такая политика доходов обеспечит и финансовую, и социальную, и, что не менее важно, моральную основу для проведения рыночных реформ, в том числе в сфере ЖКХ. Создавая платежеспособный спрос, она станет источником экономического роста. Например, накопленная за многие годы потребность в новых лифтах, трубах, насосах и во множестве других необходимых для ЖКХ вещей превратится в конкретные заказы российским предприятиям. Таким образом «тормоза» экономики ЖКХ превратится в ее «двигатель». И вопрос, кто оплатит реформу ЖКХ, получит парадоксальный, но конструктивный ответ. Заплатят за реформу все-таки граждане, но их доходы и уровень жизни волею государства возрастут в еще большей степени, чем коммунальные тарифы. Эта плата из социальной угрозы превратится в инструмент контроля качества потребителями услуг. Если люди смогут полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги за счет роста своих доходов, а не отказа от самого необходимого, если современное жилье станет доступным для каждого, кто работает, такую реформу ЖКХ они поймут и поддержат.