Но теперь далеко не все так радужно. Директор ГУП «Областная контора пчеловодства» Иван Субботин считает, что последние три года отрасль подводит погода.

— Традиционно самыми медоносными районами у нас были Архаринский и Бурейский, — поясняет Иван Вениаминович. — А этим летом из-за частых ранних гроз липа, которая как раз произрастает на юге области, очень мало цвела. Так что и сбор был очень низкий.

Не подкачали Ромненский, Мазановский, Серышевский районы: здесь обильные весенние осадки привели к бурному росту цветов, так что медосбор должен быть неплохой. Все решится в последнюю неделю, начиная как раз с Медового Cпаса. Последние дни очень холодные. А если температура ниже 17 — 22 градусов тепла, то цветы просто не будут выделять нектар. И пчелы в холод на работу не выходят до обеда: греются в улье. Кстати, именно поэтому не задался для пчеловодов и прошлый год. Насекомые просто не могли вылетать в поле из-за постоянных дождей в июле и августе.

— Получается, у нас в области есть специализация: юг выращивает липовый мед, а центральные районы — цветочный?

— Нет, господствует у нас полифлерный вид меда, — объясняет Иван Субботин. — Пчел ведь не уговоришь собирать нектар только с определенных растений. Но на юге Приамурья липы растет довольно много, поэтому оттуда липовый мед и везут на рынок Благовещенска, где он, кстати, стоит дороже цветочного.

— Он полезнее прочих?

— Липовый мед превосходит другие виды только по вкусовым качествам. Самый полезный — гречишный, но его добывают мало. Опять же это зависит от пчел. Для них гречиха — искусственный медонос, и они почти всегда предпочтут ей одуванчик или клевер. Только когда сильно парит и очень влажно — аромат гречихи забивает все прочие запахи, и пчелы опыляют эту культуру.

— А сколько сейчас стоит мед — цветочный и липовый?

— Цены везде разные. Например, у частников липовый мед стоит 150 рублей за килограмм, цветочный — 100. У нас, соответственно, 140 и 80 рублей.

Кстати, — замечает директор конторы пчеловодства, — цена — это тоже показатель неблагополучного положения с амурским медом. Два года назад килограмм стоил всего 45 рублей. Цена выросла прежде всего оттого, что маловато у нас меда.

— Сильно ли влияют на ценовую политику оптовые покупатели из других регионов? Наш мед всегда пользовался спросом в той же Якутии, и не только.

— Увы, здесь ситуация тоже изменилась. Северные районы все больше ориентируются на алтайский мед. А что касается Приморья, то этому краю в отличие от нашего природа очень сильно помогла. По предварительным данным, здесь добыто 12000 тонн меда.

Для сравнения: в нашей области — примерно тысяча тонн. Так что в этом году не мы будем продавать мед приморцам, а они — нам. Хотя не надо только думать, что у нас все так плохо. Во-первых, сезон медосбора еще не закончился. А во-вторых, важно не только количество, но и качество. Мы постоянно проверяем мед, который сдают пчеловоды, и вот здесь к продукту трудно придраться. Единственная претензия: спешат пасечники и нередко качают молодой мед. А в нем много влаги. Такой мед быстро портится, и вкус имеет неполноценный. Но постепенно их продукция становится все качественнее — либо мы, либо рынок заставляет об этом думать.