А пока на этих откосах несколько человек, не обращая внимания на окружающий мир, со старанием золотоискателей что-то увлеченно роют специальными лопатками. Разрытое тщательно обметают кисточками. Профессиональное любопытство заставило нас притормозить возле этой необычной экспедиции. С трудом поднимаемся по круче откоса, знакомимся. Алексей Оскольский, палеоботаник из Санкт-Петербурга, его коллега Лина Головнева — работники Санкт-Петербургского ботанического института Российской академии наук. Татьяна Кордул и Алексей Герман — геологи из Москвы.

— Это не первая наша экспедиция в ваши края. Амурская область — уникальное место в России. Тут не только сохранились скелеты динозавров, но и масса других интересных находок, которых нигде больше не найдешь.

Ученые нас просветили: oказывается, примерно 60 — 70 миллионов лет назад на границе мелового и третичного периодов климат в Приамурье был примерно такой, как в Крыму. Зимы были бесснежными и безморозными.

— Мы находим много соцветий и соплодий чинары, которая сейчас растет только на юге, — говорит Алексей Герман. Ученые уверены, что климат в наших краях менялся по-эволюционному мягко, без потрясений. Солнце не гасло, и никакие небесные метеориты на землю не падали. Просто пришло постепенное похолодание. Из растений тут раньше произрастали папоротники, хвойные и лиственные деревья.

Эта научная экспедиция трехсторонняя — российско-американо-китайская. Через несколько дней все ее участники отправятся в соседнюю китайскую провинцию Хэйлунцзян.

— Там тоже находят кости динозавров, но только отдельные фрагменты, а целиком сохранившегося скелета по типу нашего Ванюши в мире нет нигде, — говорит московский геолог Татьяна Кордул. На вопрос, что заставило их бросить благоустроенные квартиры и ночевать в палатках в архаринских краях, а днями разгребать пыльные откосы у автотрассы за восемь тысяч километров от отчего дома, они, не сговариваясь, ответили:

— Любимое дело. Не подумайте, что зарплата — она у нас от трех до пяти тысяч в месяц.

— Да вообще, про зарплату — ни слова, не будем о грустном, — шутят ученые.

Их лагерь — это несколько палаток, наспех сколоченный стол. Пища — непритязательный супчик из закопченного ведра. Близкие за тысячи километров отсюда. А в их глазах за едва уловимой усталостью светится счастье. Счастье людей увлеченных и до самопожертвования влюбленных в свое дело. Прощаясь, они в один голос кричали нам вслед:

— У вас тут очень добрые люди — вот нам арбуз подарили, просто так...