"Амурсельмаш" вывозят в Китай

В редакции газеты раздавались звонки. Бывшие работники "Амурсельмаша" сообщали, что с территории завода вывозится все, что долгими годами здесь собиралось и сохранялось. Звонившие особенно настаивали на том факте, что происходит это в основном вечером, в выходные дни.

Корреспондент "ТВС-анонса" Елена Гладышева в конце субботнего дня сама стала свидетелем того, как территорию когда-то крупнейшего на Дальнем Востоке предприятия покидали машины, груженные металлом. Первое, что бросилось в глаза, - разруха, запустение, разрушенные стены, разбитые стекла. И один лишь мусор да куски бетона в помещениях когда-то действующих цехов. Мой спутник, проработавший на заводе сорок восемь лет, оставаться безучастным, смотреть, как растаскивается на куски оставшееся, не смог. На вопрос, сообщали ли в прокуратуру, в администрацию города, лишь махнул рукой: "Да кто там этим заинтересуется, им всем выгодно, чтобы распродать последнее. Меньше головной боли..." И вот о чем рассказал Михаил Петрович. Все, что было ценного на заводе, вывезли уже давно. Например, литейный цех начали разбирать еще во времена руководства заводом Бориса Черея. Спустя два года от цеха фактически ничего не осталось, как и от металлоплощадки и трех кранов. Краны, как сообщил Михаил Петрович, были проданы по 30 тыс. рублей за машину. И это несмотря на то, что предприятие "Мост-Восток" предложило немалые деньги (притом наличными) за самый большой из них - с грузоподъемностью до 20 тонн. Та же участь постигла один из котлов. Один из них, уже порезанный, стоял на территории. Рядом на земле лежали отрезанные трубы. Котел, по словам моего спутника, просили отдать в котельную "Амурсельмаша". Но получили отказ. (Правда, эту информацию директор МУП "Зенит" Александр Башун не стал ни подтверждать, ни отрицать.) Были разобраны и вывезены с завода двадцать четыре пресса, стоявшие в известном на весь Дальний Восток пятом цехе. О том, что здесь были оборонного значения подъездные железнодорожные пути, можно догадаться лишь по следам на земле. Мы шли мимо столовой. Стартовая цена капитального здания - 146 тыс. рублей. Чуть дороже - за 207 тыс. рублей - будет пущен с молотка трехэтажный гараж с подвальным помещением на 50 машин... Мы дошли до цеха, в котором находятся три уникальных пресса (подобных в России единицы, а в Амурской области нет вообще) на 500, 800 и 1000 тонн. Мой "гид" дал имя человека, который мог бы рассказать об этом оборудовании подробнее. Чуть забегая вперед, расскажу, что через день мы с ним встретились. Когда я спросила сидевшего напротив мужчину, правда ли, что прессы так и не смогли запустить в эксплуатацию, то вздрогнула от неожиданного удара кулаком по столу: "Кто вам такое сказал? Да я вот этими руками монтировал их, запускал, ночи не спал, по чертежам каждый шурупчик подбирал... А разбирать я их отказался. Не могу, рука не поднимается". На то, чтобы построить завод, были потрачены миллионы рублей, силы не одного поколения людей, десятки лет. Чтобы развалить предприятие, понадобилось не больше пяти лет. А чтобы увидеть масштаб происходящего, понадобилось всего сорок минут. Пересекая последние метры территории завода, мы увидели груженные металлом прицепы, рядом разрезанные трубы котлов, детали от кранов, что-то еще. А внутри помещения шла работа: на машины грузились останки когда-то самого крупного на Дальнем Востоке завода, который не прекращал своей работы и во время войны. К сожалению, связаться ни с генеральным директором завода Натальей Лобунец, ни с внешним управляющим Татьяной Брянцевой не удалось. Телефон молчал, а застать их на рабочих местах не получилось. Во время экскурсии меня мучил один вопрос: "Куда смотрела администрация города?" Зная, как местная власть любит приписывать себе всякие достижения, я пыталась вспомнить, что же администрация делала все то время, пока завод барахтался, пытаясь снять с себя ярмо банкротства? Оказалось, ничего. К судьбе "гиганта" власть имущие не проявили особого интереса. Еще год назад в частном разговоре Н. Лобунец посетовала, что интерес к заводу проявляется лишь по отношению к котельной. Впрочем, и здесь дело до ума не довели. Котельная так и не была официально оформлена в собственность города. По крайней мере, в городском кадастре ее нет. А сам завод городскую администрацию, по большому счету, не волнует. Как и не волнует судьба оставшихся без работы сотен людей. Ведь это ж не фонтан построить, это завод восстановить... Такое оборудование - и под пресс! Жил-был в Белогорске, наряду с другими предприятиями, вполне приличный завод "Амурсельмаш". Имел до двух тысяч работающих, для сельского хозяйства и строительных организаций выпускал в своих шести основных производственных цехах приличное количество котлов и теплогенераторов. Что-то делал из ширпотреба (помпы, санки и пр.). И... грянули реформы. Не стало нужно ни котлов, ни теплогенераторов. Но если есть приличное оборудование, цехи литейный, кузнечный, инструментальный, гальванический, строительный - подбирайте и осваивайте что-то другое, скажем, для Бурейской ГЭС или золотопромышленников. Но не нашлось в Амурской области (может, не искали?) умного, инициативного директора. Началась чехарда с директорами (некоторые работали по два месяца). Начал на глазах хиреть не по дням, а по часам теперь уже ОАО "Амурсельмаш". Появились дебиторская задолженность, задержки по зарплате, и пошло-поехало. Вы думаете кто-нибудь из областного руководства озаботился, помог? Назначили внешнего управляющего Т. Брянцеву. Поначалу было все вроде прилично - искали заказы на котлы и теплогенераторы (было много готовых и доделывали полуготовые), покупали металл, и производство худо-бедно продолжалось. А затем началось непонятное: не посоветовавшись ни разу с акционерами (51% акций), начали вырезать на металлолом бывший цех по производству котлов. От его оборудования, конвейеров, кранов, приспособлений, пола остались голые стены и крыша. Затем дошла очередь до цеха механического, то есть металлообработки - ушли в лом 96 станков. Опять только стены и крыша. В какое-то время продали организации "Промсервис" (занимается вырезкой и приемом лома черных металлов - вот это сервис!) еще почти новый литейный цех. Здесь особая история. Случился в старом литейном цехе пожар. Цех закрыли. Но по настоянию военных и других понимающих людей (нельзя, мол, без литейного цеха) построили новый большой. Только, только освоили, а тут... реформы. То ли плохо приглядывали за цехом, то ли по другим причинам, но оказалось, что по причине попадания воды под фундамент цех непригоден к дальнейшей эксплуатации. И продали "Промсервису", который теперь там вовсю хозяйничает - вырезает металл. И вот уже продали стройцех. Из бывшего цеха по производству теплогенераторов, а впоследствии штучного изготовления котлов на заказ перетащили нужное оборудование и комплектующие в прессовый цех. Так сказать, уплотнились, а освободившийся цех немедленно начала вырезать организация, кажется "Связьинвест". Вырезала дотла, выломала даже чугунные плиты для пола, порезала четыре мостовых крана (один совершенно новый - не способны оказались "мастеры-ломастеры" опустить его на пол), отопление и т. д. Опять стены и крыша остались от цеха. Вырезали настил из балок в недостроенном новом гальваническом цехе. "Промсервис" привлек до двадцати своих рабочих, и вмиг те сняли подъездные пути к длиннющей бетонной площадке, на которую в свое время завод почти ежедневно отгружал в вагоны готовую продукцию. Здесь же когда-то разгружали металл, комплектующие при помощи трех козловых кранов. А уже после обеда занялся "Промсервис" подкрановыми путями, оставив стоять краны (один почти новый) на остатках рельсов. Целый год просил продать ему кран Белогорский филиал ООО "Мост", дошел до области в лице председателя госкомимущества, предлагал приличные деньги, но ему не продали почему-то. Все краны ушли "Промсервису" по 30 тысяч рублей за лом (а цена их несколько сотен тысяч). В свое время завод расширялся, строились дополнительные цехи и соответственно жилые дома, необходимо было расширять и котельную завода. Начали строить новые здания и приобрели два громадных котла. Эти котлы года полтора назад хотела одна организация приобрести по 1,5 - 2 млн. рублей. Почему-то не сторговались и продали опять же "Промсервису" на лом по 36 тысяч рублей. Дошла потом очередь и до прессового цеха. Продали в металлолом шесть прессов. (Кстати, куда делся новый пресс, который не успели затащить в цех - одному Богу известно.) Причем три пресса немецкого производства фирмы Еrfurt усилием 500 т, 800 т и 1000 т, которые в свое время приобрели стараниями бывшего главного инженера В. Шарапова за валюту (более 500 тысяч у. е. за каждый), продали среди прочих "Связьинвесту" за один миллион деревянных, т. е. российских рублей. Все прессы были тщательно собраны, запущены, но освоить успели только 800-тонник. Таких прессов больше нет в Амурской области, да и в России их единицы. "Связьинвест", не будь дурак, продал их китайцам, в придачу снял крышу с части пристройки, где они стояли - иначе их не вытащить. Пресс в 800 тонн разбирает "Связьинвест", а остальные - сами китайцы. После статьи "Все на продажу" прошло приличное время, а опровержений и судебных дел не последовало. Нет никакой реакции со стороны прокуратуры, УБЭП, ФСБ. Ведь краны, котлы, немецкие прессы могли работать, приносить пользу области, т. е. подорвали в какой-то части наш экономический и производственный потенциал. Зампредседателя облсовета Олег Турков заявил через "Амурку", что при их депутатской власти ни один завод не был ликвидирован. Господи, но ведь уже продана большая часть действующего гаража, разбираются недостроенный новый гараж и пристройка к третьему цеху. А ведь ОАО "Амурсельмаш" не банкрот, а только в стадии банкротства. Кто давал право внешнему управляющему так круто распоряжаться имуществом акционеров? Недавно слышал по радио рассуждения, что Россия скатилась на уровень среднеразвитых стран, т. е. чуть-чуть повыше африканских и латиноамериканских. Это правда: только в Белогорске умер шиноремонтный завод, еле дышит консервный, банкрот мясокомбинат, умирает "Амурсельмаш". И такое же положение в Свободном, Шимановске, Райчихинске, а это рабочие места, ВВП, налоги и отток населения из области. В Амурской области оставшиеся промышленные предприятия можно пересчитать по пальцам одной руки, а уж на двух - это точно. За счет чего у нас растет промышленное производство? Видимо, только за счет золотишка, бревнышек, Бурейской ГЭС, федеральной дороги, в перспективе нефтяных труб.