Истинная цена школьных медалей видна уже на первых вступительных экзаменах, считает ректор БГПУ Юрий Сергиенко: - Медалистов поступает к нам много (традиционно около 40 процентов), из года в год их число незначительно, но растет. Только не растет уровень. Менее половины отличников могут подтвердить свой статус в вузах. Лучшие на поверку таковыми не оказываются. Не то чтобы они совсем уж глупы - глубина их знаний оказывается столь же незначительной, как и доля золота в медалях. Преподаватели, принимающие вступительные экзамены, говорят, что медалисты хорошо напичканы фактами, но мало способны к анализу. Формулировки законов и правил отскакивают от зубов, а вот применить их на практике им уже трудно. Слабо развита устная речь (впрочем, это бич всей современной молодежи), школьники не видят предмет целостно, взаимосвязанно, а потому не могут дать логически построенный аргументированный ответ. То есть чаще всего - особенно на периферии - обладателями медалей становятся те, кого принято называть зубрилами. Конечно, есть исключения. Есть ребята талантливые, которые сочетают свои природные способности с недетским трудолюбием. Таким легко дается переусложненная школьная программа, по ряду предметов они выходят далеко за ее пределы. Но в том-то и дело, что это исключения. Не может нормальный человек одинаково отлично разбираться в совершенно разных научных дисциплинах. А ведь оценка "пять" предполагает свободное владение всем содержанием предмета в рамках программы, умение делать выводы, прослеживать причинно-следственную связь и самостоятельно находить и усваивать дополнительную информацию. Соответственно, медаль предполагает тоже самое, но по отношению ко всем предметам. Почему же, несмотря на явную натянутость, в школах продолжают штамповать отличников золотого и серебряного достоинства? Истоки "медализма" лежат не в желании отдельных учителей или школьников, а в той системе образования, что сложилась за последние десять лет. Единственной возможностью поступить в вуз тем, кто не имеет тугого кошелька, стала медаль. Способствуют процветанию "золотой лихорадки" и в самих школах. Многим ученикам для того, чтобы получать пятерки, достаточно порой просто регулярно делать "домашку", конспекты параграфов и двухстраничные рефераты. А когда за ними уже закрепляется клеймо отличников, в дело вступает борьба за процент качества обучения. Именно этот статистический показатель определяет уровень работы педагога. Если спустя год-другой тот обнаруживает, что его "вундеркинд" просто не понимает того, о чем пишет, то... не может поставить ему четыре, потому что статистика сложится не в его пользу. И отличников начинают тянуть. Да и родители борются за "золото" так, что нашим олимпийцам и не снилось. Особенно если мамы-папы - учителя, особенно если из той же школы. А авторитет медалей падает. Уже сейчас наличие "отличного" аттестата не дает гарантий на поступление. Так что единственный, кто остается в выигрыше от сложившейся ситуации, - это завод, производящий эти самые медали. Судя по всему, процветать ему еще долго.