- Рената, считаете ли вы себя профессиональным журналистом, ведущей? - Мне бы хотелось ответить на этот вопрос словами Евгения Киселева, который работал ведущим программы "Итоги" на НТВ: "Профессия телеведущего все-таки конечна. Наступает момент собственной усталости и усталости телезрителей". Я так понимаю его фразу: раз он устал, значит, знает об этом все. Достиг каких-то определенных высот. У меня пока такой усталости нет. Мне еще учиться и учиться. И многое еще предстоит узнать. - Что такое профессионализм, на ваш взгляд? - Вчера, придя с работы поздно вечером, мне пришлось впервые самостоятельно чинить кран на кухне. Приобрела бесценный опыт и знаю теперь, как это делается. Но поскольку я не профессионал в этом деле, то потратила гораздо больше времени на ремонт, чем любой сантехник. Считаю, что каждый должен заниматься своим делом: ведущая - вести, а сантехник - ремонтировать. В этом, наверное, и заключается профессионализм. Когда каждый хорошо делает то, что хочет и умеет делать. - У кого вы учились делать и вести новости? - Я самоучка. В детстве я очень хотела стать актрисой: нравилось играть в школьных постановках, участвовать в конкурсах. Но детские мечты воплотились в другом - я стала телеведущей. Эта работа очень похожа на актерскую. И там, и здесь главное - зритель. Очень важно уметь донести до него нужную информацию. Сказать так, чтобы он правильно воспринял ее и поверил мне. Я и сейчас не прекращаю этому учиться. Здесь мне помогают не только советы коллег, близких людей, но и опыт ведущих центральных телеканалов. - Можно ли научиться чему-либо на ГТРК? - ГТРК - это колоссальный опыт. Здесь работают люди, которые начинали эру телевидения в области. У них, разумеется, есть чему поучиться. Наша телекомпания специфична: здесь еще сохранились такие профессии, как режиссер и звукорежиссер. И эти люди отдали ГТРК много лет жизни. Конечно, наука не стоит на месте, технический прогресс шагает семимильными шагами. Кинопленку сменило видео, появились цифровые технологии, на смену старшему поколению приходит молодежь - способная, амбициозная. Так и должно быть - именно им продолжать историю ГТРК. А те, кто ушел... Уходят и с Первого канала, и из ВГТРК. Каждый ищет для себя что-то лучшее. Но вряд ли ушедшие будут отрицать, что все, чему они научились на телевидении, они впитали здесь. - Что вы делаете для повышения профессионального уровня? - Хотелось бы воочию увидеть, как работают ведущие центральных каналов. Думаю, что работа там отличается от нашей. Поэтому в конце сентября планирую поехать в Москву на учебу в Институт повышения квалификации работников радио и телевидения. Кроме того, я окончила четвертый курс факультета журналистики Дальневосточного государственного университета, и впереди еще два года учебы. - Почему вы получаете образование во Владивостоке, а не у нас? - Материальная база ДВГУ гораздо сильнее, да и специалисты там опытнее, ведь факультету уже сорок лет, а университету - больше ста. Немаловажную роль при выборе сыграла возможность учиться заочно, в АмГУ такой альтернативы не было. - Если бы вам предложили работу в другой телекомпании с более высокой зарплатой и рейтингом, вы бы согласились? - Разве что на CNN, но это шутка, конечно. Надеюсь, что нужна здесь, на ГТРК. Это как в том анекдоте, когда одного провинциального актера приглашает сниматься в своем фильме Стивен Спилберг, обещая многомиллионный контракт с одним условием - съемки начинаются в декабре, перед Новым годом. На что актер отвечает: мол, не могу - у меня "елки" в детских садах. - Что вас не устраивает, а что, наоборот, нравится в нынешней работе? - Мне бы хотелось, чтобы у нас появились хорошие студийные камеры - от этого улучшится качество картинки. Чтобы у нас был телесуфлер - станем поменьше заглядывать в тексты. Чтобы вместо старых микрофонов у нас были петлички - от этого улучшится качество звука. А нравится... То, что мы по-прежнему работаем в прямом эфире, что у нас много выходов в день и мы имеем возможность информировать зрителя быстрее других. Хотя это колоссальная нагрузка - 12 выпусков в будни и по два в выходные. - Говорят, когда ведущий смотрит в объектив видеокамеры, он представляет перед собой образ зрителя. Кого представляете вы? - Все зависит от конкретной ситуации, как правило, образ очень абстрактный. То это школьник, то пенсионер, то автолюбитель. Но чаще всего я представляю близких людей: моя мама, дочь, друзья - самые строгие цензоры. Они часто говорят мне: сегодня хорошо поработала, а вчера было очень плохо, исправь вот это и это. - Что предпочитаете смотреть по телевизору? - Люблю захватывающие, интригующие фильмы. Хотя посмотреть кино мне редко удается, даже "Ночной дозор" не осилила. Придется повторить попытку.