"Мы все болеем одним вирусом! - хористы не шутят, говоря о своем творчестве. Правда, вирус этот исцеляет души, отвлекает от насущных житейских неурядиц. Под звуки баяна, контрабаса, балалайки приходит ощущение веселого праздника. Кстати, именно поэтому еще в детстве у руководителя Леонида Сердакова зародился интерес к фольклорному творчеству. Тетки и дядьки его по семейной традиции собирались за общим столом, устраивали домашние "концерты" из настоящих кубанских песнопений. Не столько пили, сколько пели. Сожалеть сейчас приходится лишь об одном: - Жаль, не записывал за ними! Просто сердце кровью обливается, стоит вспомнить - такие вещи-изюминки были, которые теперь утрачены. Кубань - это место, где сто-о-олько намешано диалектов. Оттого и песни были такие необычные - и терские, и украинские, и связанные с горцами. Наверное, у нас красота русской песни где-то в генах сидит. - Если не понимаешь заводной народной песни - это большой пробел и в жизни, и в судьбе, - соглашается с руководителем Олег Николаевич Миленин, пришедший в коллектив осенью прошлого года. Ольга Леонидовна Ульянова - из здешних "старичков". Уверяет, что заглянула сюда просто из любопытства, а уйти не смогла, будто приросла, чему очень рада: "На репетициях и концертах получаешь такой огромный эмоциональный заряд, столько жизненной силы черпаешь, что все остальное кажется пустячным". - К творчеству Верки Сердючки как относитесь? - спрашиваю. - Там тоже есть своя народная изюминка, - смеется Сердаков. - Я понимаю, что это "дурка" в полном смысле, но она ни на что не претендует. А вот "Русская песня" Надежды Бабкиной как воплощение классики русской песни вызывает уважение, но все подряд нравиться тоже не может. Собственный коллектив руководителю "Леля" есть с чем сравнивать. В свое время Леонид Максимович воочию познакомился со многими профессиональными народными ансамблями и обратил внимание, что чужеземные примеси в творчестве уводят от национальных духовных корней. И получается вместо слов сплошная нарифмованная лабуда, а вместо музыки - компьютерный набор звуков. - Я не делю музыку на эстрадную, народную, классическую... - говорит Сердаков. - На мой взгляд, она бывает плохая или хорошая. То, что происходит на современной эстраде, не радует. Истинная музыка подразумевает прежде всего мелодию. "Вы должны сломать закостеневшее представление о том, что народный фольклорный коллектив - это три бабки - одна хромая, другая косая, у третьей рот соломой заткнут!" - наставления своего педагога Светланы Поповой Сердаков не забывает. Его аранжировки в эстрадной манере привлекают на концерты и юного слушателя. При этом никакие знаменитые коллективы "Лель" не копирует: - Я против подражания "Золотому кольцу" или другим группам фольк-попа. Зачем это? Сделайте собственную аранжировку, и зазвучит все свежо и по-новому. Тем более что репертуарного голода давно нет - наоборот, сегодня сто-о-олько литературы по народной музыке. "Пока вы сами себя не заведете, не проникнетесь тем, что поете, зал не колыхнется", - настраивает Леонид Максимович на репетициях своих артистов. То, что осознание происходит, чувствуется в их выступлениях.