Он единственный на этой дороге не имеет черного покрытия и требует от водителей предельной осторожности - аварии здесь случаются нередко. И вот в середине 90-х годов Хабаровский филиал ОАО "Гипродорнии" по заказу "Амурупрадора" выдал проект обхода перевала (83 - 90-й километры), к строительству которого сразу же и приступили. Земляные работы большими объемами и возведение отдельных искусственных сооружений начались шесть лет назад и последние два года стали наиболее интенсивными. В 2003 - 2004 годах из 200 миллионов рублей здесь освоено более 100. Пик работ пришелся на год текущий: ожидается освоение более 70 млн. рублей. Объемы выполнены большие, перемещены тысячи кубометров грунта, и все же надо сказать, что генеральный подрядчик - ООО "Дорожник Амура" - не сумел организовать строительство по графику. Например, земляные работы должны были завершить еще во втором квартале, а фактически это ожидается только в сентябре. Отставание наметилось и по устройству "дорожной одежды" и водоотводной системы. Такая ситуация встревожила областную администрацию и заказчика. И в минувшую пятницу на месте работ прошло заседание штаба стройки под председательством заместителя губернатора Виктора Митра. К зиме здесь должны быть завершены работы на первом участке - обходе села Натальина, и открыто движение транспорта на всем протяжении по временной схеме с учетом требований ГАИ. Тогда уже в следующем году в теплый сезон можно будет полностью завершить устройство "дорожной одежды", укрепительные и другие работы и сдать дорогу в эксплуатацию. Чтобы до начала зимы полностью закончить работы на искусственных сооружениях, необходимо наверстать месячное отставание за очень короткое время. Дело в том, что у стройки есть несколько особенностей. Первая. Дорога эта попала в так называемый коридор магистрали Чита - Хабаровск, грузообразующие дороги которого подлежат реконструкции. Кстати, на очереди - обход города Свободного. А раз так, то качество работ и сроки их выполнения стоят на высоком государственном контроле. Вторая. Строительство нового семикилометрового участка ведется на бюджетные средства, причем, как сказал заместитель начальника "Амурупрадора" Игорь Лагунов, "ни на одном другом объекте нет такого хорошего финансирования, как здесь - оно обеспечивается опережающими темпами". А секретарь территориального дорожного фонда Владимир Алифиренко добавил, что "деньги генподрядчику поступают авансом, который на данный момент еще не отработан". Третья же особенность проектная: сложные выемки, большие уклоны, огромные объемы земляных работ. Местами - и это довольно протяженные участки - высота насыпи достигает 30 метров по вертикали, а по откосам получается еще больше (поэтому дорога и проходила по перевалу). От строителей требовалась по-современному мощная техническая оснащенность. Поэтому и стала стройка серьезным экзаменом для ООО "Дорожник Амура" - экзаменом, который может быть и не выдержан. Тревога эта более чем обоснованна: за восемь месяцев отставание от плановой программы составило на 6,6 млн. рублей. Его необходимо наверстать за теплую часть осени, то есть за месяц-полтора сделать значительно больше, чем удавалось прежде (кстати, в августе выполнен рекордный объем работ - почти на десять миллионов рублей). Справятся? Без дополнительных сил вряд ли. И без правильного понимания генподрядчиком своей роли, говорилось на заседании штаба. Что имеется в виду? А давайте послушаем их самих (генерального директора при разговоре не было, присутствовали два его зама и главный инженер: Анатолий Карпов, Олег Азизов и Владимир Мельчуков). "С такими откосами наша техника не справляется, длины стрелы экскаватора не хватает, и приходится устраивать промежуточные полки, не предусмотренные проектом", "техника часто ломается", "не хватает стройматериалов", "больные места - искусственные сооружения" и так далее. Стоп. Истина дороже. Послушаем генерального директора мостоотряда N 64 Александра Шишкина: "На строительстве моста мы освоили семь миллионов рублей, получили же всего два с половиной. Нам осталось положить переходные плиты, и мы готовы были это сделать еще в июне, но нет земли, на которую эти плиты нужно положить. Отсыпка подходов к мосту не завершена". Подобная ситуация и на водопропускной трубе. Главный инженер ООО "Восход", которое ведет строительство этого объекта, Сергей Раткевич напомнил: "Труба сдана под засыпку давно, однако генподрядчик не спешит". И мост (87-й км трассы), и труба (89-й км) - сооружения уникальные. На мосту проектировщики 64-го отряда применили новые технические решения при устройстве шкафных стенок, все конструкции изготовили сами. А что касается трубы, то для нее заказчик приобрел в Канаде специальный гофрированный металл особой прочности. Это сооружение имеет внушительные габариты - диаметр 5,73 м, длину 42 м и вес 42 т, серьезный фундамент и общую сметную стоимость шесть миллионов рублей. ...Субподрядчики, мостовики и трубачи на заседании штаба получили хорошую оценку за свою работу, и "Дорожнику Амура" не удалось разделить критику на всех. Рассмотрев подетально каждую проблему, участники совещания совершенно справедливо назвали больным местом стройки самого генерального подрядчика, который на поверку оказался слабее своих субподрядчиков. Его ссылки на технику или нехватку стройматериалов нельзя назвать серьезными: в условиях рынка все можно купить, тем более имея в распоряжении все финансы стройки. Что ж, на ошибках учатся. "Дорожнику Амура", получившему низкую оценку за организацию работы, предстоит сконцентрироваться, чтобы не потерять лицо. Большая стройка требует соответствующего подхода и высочайшей ответственности. Разные "хитрости" с временным использованием бюджетных целевых средств не по назначению (о таких случаях было сказано) не к лицу солидной организации, выступающей в роли генподрядчика. Нашей области нужна своя сильная дорожно-строительная организация. Если "Дорожник Амура" "сойдет с дистанции", то есть не выполнит контракт, то, по мнению заказчика, его в дальнейшем не будут допускать к новым конкурсам на ведение подобных строек. Такие конкурсы станут выигрывать мощно оснащенные фирмы из той же Москвы и некоторые уже выказывают готовность в них участвовать. А мы, амурчане, что - лыком шиты?