Факты, приведенные железнодорожниками, ужасают. ...Мальчишки и девчонки из соседних деревень, ростом не выше колеса локомотива, на ходу запрыгивают на подножки вагонов, падают, получают травмы и вновь карабкаются вверх. Чтобы сбросить с остановившегося на несколько минут вагона отправленный кем-то металл. ...В начале года при попытке хищения металла под контактный провод попал 46-летний мужчина, шансов выжить под напряжением в 27,5 тысячи вольт у него не было. За первое полугодие 2004 года на Свободненском отделении Забайкальской железной дороги за хищение лома черных и цветных металлов и другие правонарушения возбуждено 69 уголовных дел. Нелицеприятную картину дорисовали в управлении уголовного розыска УВД Амурской области. За 7 месяцев 2004 года по области зарегистрировано 77 краж металла. Недавно с места будущего строительства моста через одну из рек в Бурейском районе неизвестными вывезены металлические конструкции весом около 30 тонн. Это вам не иголка в стоге сена! Хищение металла в сводках МВД фигурирует еженедельно. Воруют крышки люков, дорожные ограждения, сельскохозяйственную технику и даже... снаряды. А еще все, что есть металлического в садах и дачных домиках, вплоть до алюминиевых вилок и кольев под помидорными кустами. Едва ли не каждый вагон с металлом, отправленный из Благовещенска в сторону Белогорска, теряет в весе до двух тонн. Говорят, что в районе Среднебелой и других станций вагоны поджидают целые бригады "металлистов", с автокранами и грузовиками наготове. Есть спрос - будет предложение Если металл воруют, значит, он кому-то нужен. Значит, все затраты окупятся, а риск будет вознагражден. Рынок в чистом виде: есть спрос - будет и предложение. Сегодня, и это ни для кого не секрет, дальневосточным рынком металла управляет "дефицит" этого сырья в Китае. Заречные соседи готовы скупить все и за живые деньги. В последние дни закупочная цена у покупателей, работающих неподалеку от Благовещенского торгового порта, переползла планку в 4 тысячи рублей за тонну лома. Не это ли пример китайской экономической экспансии, о которой сейчас так много говорят. Расчет за металл идет прямо на месте, живыми деньгами, из кармана в карман. Специалисты считают, что рентабельность этого бизнеса у тех, кто работает на грани фола, достигает 600 процентов. По данным облкомстата, в 2003 году с территории Амурской области вывезено за рубеж 98 тыс. тонн металла, за первое полугодие 2004 года - 311 тыс. тонн. Корреспондент "АП" решил познакомиться хотя бы с некоторыми "игроками" этого рынка. А в качестве экскурсовода попросили поработать... сотрудника милиции. ...Пункты приема металлов расположены, как правило, на окраине города, в промышленных районах. За высокими заборами полумертвых предприятий, вышедших из социализма с большими территориями, гигантскими помещениями и без средств к существованию. Предоставление в аренду излишних площадей - один из способов получить дополнительную копейку. К одному из таких пунктов на окраине Благовещенска и подъезжаем. Мой спутник представляется владельцам и говорит о цели визита: в последней сводке по Благовещенскому району есть металлическая пропажа - бороны. Идем вдоль огромной кучи лома - искомого нет. Но есть еще не спрессованные сеялки, части комбайна. - Откуда они, установить практически невозможно, да и заявлений по такому поводу нет, - поясняет мой провожатый. На весы заезжает очередная машина с ломом. Другой автомобиль стоит под погрузкой, сюда отправляют уже отсортированный металл, далее его путь - на причал Благовещенского порта или на железнодорожную станцию, а затем в порты Приморья. Мы уже покинули территорию приемного пункта, когда внимание моего спутника привлекли двое мужчин не очень презентабельного вида с увесистыми сумками в руках. Он не мог не поинтересоваться их содержимым. Оказалось, это "металлисты" дворового масштаба, те, что ежедневно копаются в мусорных контейнерах в наших дворах. В сумках у них - пивные банки, крышки от кастрюль, другая вышедшая из употребления домашняя утварь. Все в рамках закона. Сценка с бомжами привлекла внимание скучающих в легковом авто нескольких парней. Один из них подошел к работнику приемного пункта, следовавшему за нами к выходу, и тихо спросил: "И часто у вас такая х..?" Ответ мы уже не слышали. Позже мне пояснили, что часто у въезда в легально и законопослушно работающий приемный пункт практически открыто работают конкуренты-перекупщики, которые предлагают за металл чуть больше. И машина, еще минуту назад направлявшаяся к весам, разворачивается и уходит в другом направлении. Им свидетели ни к чему. "Капитана" по-русски ни-ни Один из пунктов приема металла компании "Гонгор", зарегистрированной в Благовещенске, находится на новой территории мясокомбината. Едва подъехали к проходной, стало ясно, что без нашего провожатого сюда бы не попали. На территорию нас пропустил русский охранник, но уже у второго шлагбаума, на котором висел замок, встречал гражданин Поднебесной - "капитана", который по-русски, естественно, "не понимал". У входа в цех, где ведется обработка лома, возле тарелки-антенны, выделяющейся на общем унылом фоне белизной, скучали несколько китайцев. Завидев нас, они растворились в дверном проеме. А мы прошли в цех. В этот день никаких работ здесь не вели. "Нет металла", - пояснил на ломаном русском один из показавшихся за нашей спиной китайских рабочих. Металлолома действительно почти не было, но были... две электропечи для его переплавки и многочисленные формы для разливки металла. Зачем? Ведь компания "Гонгор" имеет лицензию на заготовку металла, но никак не на его переплавку. Это особо подчеркнуто в лицензии: "кроме работ по переплавке"! Состояние печей - все в брызгах и подтеках застывшего металла - говорило о том, что находятся они здесь отнюдь не в качестве деталей интерьера. Заглянули мы и в соседние помещения. По всему видно, китайские граждане тут живут, иначе для чего здесь кровати с матрасами? А между тем проживать они должны совсем по другому адресу. Но это компетенция других служб и тема отдельного разговора. Хотя, по большому счету, почему отдельного? Попробуйте себе представить аналогичную ситуацию на китайской земле. Не получается! Через несколько минут "капитана" подал моему спутнику сотовый телефон. Кто-то на другом конце настойчиво пытался узнать цель приезда. Появился и российский представитель владельца территории: - На каком основании здесь находитесь? Кто разрешил фотосъемку? Если бы с такой же тревогой они заботились о другом - на каком основании на их территории арендаторы ведут незаконную плавку металла. Пусть даже пробную. Собственно, этот факт - пробные плавки - не отрицался. Но и на них нужна лицензия! Забор есть, но дырок в нем не сосчитать! Лицензирование - тема отдельного разговора. В России некоторые виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности страны, культурному наследию, подлежат лицензированию. В том числе и заготовка, переработка и реализация лома черных и цветных металлов. Лицензирование есть, но ущерб правам граждан и компаний, в том числе железнодорожникам и энергетикам, наносится едва ли не ежедневно. Значит, не все здесь в порядке. Забор есть, но сплошь в дырках! Об этом беседуем с заместителем департамента по промышленности, транспорту и связи обладминистрации Ниной Щитовой. Именно в компетенции департамента находятся сегодня вопросы лицензирования организаций и предпринимателей, занимающихся заготовкой лома металлов. - Мы работаем только с лицензированными, так называемыми легальными пунктами заготовки металла. Нелегальные, ведущие заготовку без лицензии, к сожалению, возникают практически во всех районах. Но это уже прерогатива органов внутренних дел. И еще один нюанс - оптовая торговля металлом, без его хранения и переработки, лицензированию не подлежит. Чтобы получить лицензию, предпринимателю или юридическому лицу надо представить минимум документов. Заявление, копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации, копия свидетельства о постановке на налоговый учет, документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора. Сведения о квалификации работников. И все. Требовать представления иных документов, не предусмотренных постановлением правительства РФ N 553 от 23.06.02, мы не имеем права. В этом году, после того как вновь разрешили вывоз металла через наши таможенные пункты пропуска, количество лицензиатов возросло. По состоянию на 1 сентября в Амурской области зарегистрировано 57 лицензиатов по черному и 17 - по цветному металлу. Пунктов заготовки металла и того больше: 78 - черного и 24 - цветного. - Не многовато ли? - спрашиваю Нину Николаевну. - Наверное, многовато, - отвечает моя собеседница. - Но мы не имеем права отказать в лицензировании, если все документы представлены и условия, и требования выполнены. Более того, на территории области работают заготовители металла, оформившие документы в Приморье и Хабаровском крае. Так вот, они по законодательству просто уведомляют местные лицензирующие органы, что намерены работать на территории Амурской области. Законом не отрегулировано, кто может приостанавливать действие их лицензии в случае выявленных нами нарушений. Мы направляем в другой субъект письмо - примите меры! А там, вместо того чтобы приостановить лицензию, делают лишь предупреждение. - А как часто проверяете наших заготовителей? - С проверками тоже интересная ситуация. Лицензирующий орган имеет право проводить только плановые или внеплановые проверки. Плановая - не чаще одного раза в год. О ней лицензиат (тот, кого проверяют.- Прим. автора) уведомляется (!) в письменной форме за 10 дней до проверки. И тот, кто работает с нарушениями, за 10 дней их благополучно устраняет, а то и вовсе вешает замок на пункт заготовки. Внеплановая или контрольная проверка проводится только в двух случаях. Первый - если при плановой были выявлены какие-то нарушения. Второй (моя собеседница зачитывает выдержку из постановления правительства) - "только в случае получения лицензирующим органом от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления документов или иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий". В общем, если не получил лицензирующий орган документов, свидетельствующих о нарушении, с проверкой являться не моги! Поэтому контролирующие органы вынуждены объединяться в своих усилиях по наведению порядка, а также вести бесконечную переписку. Порой за этой процедурой теряется оперативность, и пункты приема, как легальные, так и нелегальные, знай себе, принимают металл в неустановленных местах. Хотя справедливости ради надо сказать, что есть примеры оперативного сотрудничества. В прошлом году в Белогорском районе по обращению отделения железной дороги, где прошли хищения металла, провели результативные проверки нескольких пунктов заготовки. Две лицензии аннулировали по решению суда. В этом году, правда, таких фактов не было. А хотя бы и были, они вряд ли изменили бы обстановку, потому что в законодательном заборе есть еще одна лазейка. - Аннулировать лицензию мы можем только по решению суда, - поясняет Нина Щитова. - Но законодательством не определена такая ситуация: сегодня лицензию аннулировали, а завтра приходит это же предприятие и приносит пакет документов на получение новой лицензии. И мы ему не в праве отказать. В общем, начинай сначала: предупредили, приостановили, аннулировали... И так до бесконечности. Точку здесь могут поставить милиция и суд, если "металлист" преступит уголовный закон. Есть также Кодекс об административных правонарушениях, который предусматривает иные меры наказания. Но, как стало ясно из общения с сотрудниками милиции, и здесь не все так просто. Это тема отдельного разговора, к которому мы непременно вернемся.