В основном неприватизированными остались здания, в которых расположились федеральные, областные и муниципальные учреждения здравоохранения, образования, культуры... Кстати, большая часть амурских памятников архитектуры и градостроительства находится в Благовещенске - 59. Из них 13 приватизированы. Еще пять, четыре из которых уже перешли в собственность Российских железных дорог, - в Свободном. Один объект архитектурной ценности - здание бывшего мужского монастыря - расположен в Усть-Ивановке. К чему привел процесс "прихватизации" культурного наследия? Как отразилось это на состоянии памятников? Тяжело ли быть владельцем государственного достояния? Обо всем этом мы беседуем с главным специалистом по охране объектов культурного наследия областного управления культуры Виталием Ребизантом. Как все начиналось В 1995 году, когда вступил в силу соответствующий указ Президента РФ, была разрешена продажа в частные руки памятников истории культуры только местного (т. е. областного) значения. С 2002 года дано "добро" на приватизацию объектов федеральных. У нас таких только четыре, и все в Благовещенске: областной краеведческий музей, Центр эстетического воспитания, лаборатория АмурКНИИ и железнодорожный вокзал. Единственное, что запретило законодательство, - продажу памятников археологии, а также включенных в перечень объектов особо ценного культурного значения народов РФ и объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. К ним относятся, к примеру, Кремль, Эрмитаж, Большой театр. В Приамурье таких нет. - Памятники истории монументального искусства тоже можно покупать, но к нам никто с такими предложениями не обращался. Приватизируют то, что приносит прибыль, - рассказывает Виталий Александрович. - На такой шаг власть пошла в целях привлечения инвестиций. Содержание любого здания требует существенных затрат. Государство же не способно на эти цели выделять денежные средства в необходимом объеме. Поэтому и была разрешена приватизация, но с рядом жестких ограничений. Первое - новый собственник выдает охранное обязательство, в котором обязуется сохранять, содержать здание в нормальном санитарном, противопожарном состоянии, проводить ремонтные работы. Памятники архитектуры нельзя сносить, запрещаются изменения первичного исторического облика (какие-либо ремонты, надстройки дополнительных этажей, перепланировки) без разрешения органа, который занимается охраной объектов. У нас это областное управление культуры. При этом владельцам архитектурных ценностей государство дает определенные льготы. Например, реставрационные работы не облагаются НДС. В первую очередь в Благовещенске оказались приватизированными объекты торговли, общепита - все, что могло приносить достаточную прибыль. На начальной стадии имущество выкупал в собственность трудовой коллектив. Так было со зданиями магазинов "Меркурий", "Весна", "Товары для дома". Процесс продажи объектов культурного наследия пошел достаточно быстро. Была установка из Москвы - приватизировать как можно больше. Поэтому основная часть памятников была отдана в частные руки в 95 - 96-е годы. Проданное выглядит лучше Состояние приватизированных объектов нареканий у специалистов не вызывает. Владельцу, который не выполняет необходимый ремонт памятника, грозят не только штрафы - имущество может быть изъято с последующей публичной продажей. В стране подобных прецедентов много, в Приамурье пока не было. - Областной и муниципальный бюджеты предусматривают на ремонт объектов культурного наследия по 5 - 7 млн. рублей в год. Частники вкладывают больше средств. Наглядный пример - здание, где в начале 20-го века была аптека Сулимирского, теперь принадлежащее ОАО "Амурфармация". За два года фирма на реставрацию здания вложила 10 миллионов рублей, в этом году на завершение работ потратит еще полтора. Поэтому этот памятник и внешне, и внутренне в хорошем состоянии, - говорит главный специалист областного управления культуры Виталий Ребизант. - Что касается неприватизированных объектов, то тут по-разному. К зданию Центрального банка, которое в федеральной собственности, у нас претензий нет - несколько лет назад был проведен дорогостоящий ремонт. Другой случай - Дом офицеров Российской Армии. В плохом состоянии кровля, чердачная часть. При этом часть его площадей сдается в аренду, но эти деньги уходят в Москву, и оттуда на ремонт ничего не возвращается... В еще более худшем состоянии здания социальной сферы, особенно образования. Ведомства не имеют возможности выполнять полный объем ремонтных работ, просто латают дыры там, где побежала вода. В данный момент ведутся работы на ЦЭВе и в 4-й школе. Каждый очень дорогостоящий. Ждут своей очереди и другие здания. Хабаровчане поступили умнее За последний год в Благовещенске ни одно здание, представляющее архитектурную ценность, не было приватизировано. Теперь уже ясно, что при высоких ценах на недвижимость выгодно иметь памятники архитектуры и градостроительства в собственности города и сдавать площади в аренду. В этом смысле интересен подход в Хабаровском крае. Когда началась приватизация памятников, губернатор не разрешил ее. Исполнительная власть имела на это право. Сейчас в столице Дальнего Востока более 30 памятников архитектуры сдаются в аренду, это приносит около 20 млн. рублей в год. Средства аккумулируются на спецсчете и направляются только на реставрационные работы. Если сравнить состояние памятников у нас и в Хабаровске - разница заметная. В муниципальной же собственности Благовещенска почти не осталось памятников архитектуры, которые можно сдать в аренду. Среди неприватизированных - здание Центрального гастронома (несколько лет назад гордума отказалась утвердить сделку) и бывшего кафе "Зеленая лампа" (не эксплуатируется после пожара). Список скоро пополнится В области насчитывается еще 45 объектов, которые рекомендуются на государственную охрану как памятники архитектуры. Независимый экспертный совет из амурских архитекторов и историков оценивает стиль, своеобразие и красоту здания. Единственный жесткий критерий отбора - строению должно быть не менее 40 лет. На звание памятников претендуют магазин "Буквица", АмурКНИИ, управление ФСБ, благовещенская детская библиотека N 6. Однако утвердить или "вычеркнуть" их из списка объектов культурного наследия невозможно из-за отсутствия механизма реализации федерального закона. До сих пор не ясно, кто должен давать согласие на постановку памятников на госохрану - облсовет или исполнительная власть. 21 октября правительство РФ будет рассматривать девять проектов нормативных документов, касающихся охраны объектов культурного наследия. Если они будут приняты, то в соответствии с ними будет разработан и областной закон. Тогда уже в следующем году решится судьба 45 объектов, рекомендованных на госохрану.