- Игорь Валерьевич, очевидно, что ставить классику во все времена престижно и выигрышно. Но ваш интерес связан именно с творчеством Островского? - Для сегодняшнего дня Островский очень актуален, в его творчестве можно найти ответы на самые наболевшие проблемы. Пройти мимо такого автора просто нельзя. Спектакль "Волки и овцы" - заказ Амурского драмтеатра - как раз совпал с моими режиссерскими задумками. Впрочем, в постановочном списке есть место пьесам и русской, и зарубежной классики, а также драматургии современной, очень спорной, которую интересно ставить с прицелом на эксперимент. Меня увлекает все, что ориентировано на риск, а значит, и на творческий рост. При этом я не пытаюсь удовлетворять только собственные амбиции, ведь важно понимать и то, что нужно театру. Так что некоторые пьесы лежат по нескольку лет - дожидаются своей очереди. - Как вы восприняли приглашение поработать в Амурском драмтеатре? - Я мгновенно откликнулся на предложение директора Татьяны Бединой поработать с ее замечательными лицедеями. Смелость, наверное, в том и состоит, что ты позволяешь себе покуситься на какой-то большой замысел. В этой постановке я постарался охватить наибольшую часть труппы - два состава, более 20 человек. Усиленные репетиции с топаньем ногами уже начались. Я прекрасно понимаю, что с полуслова верить приезжему режиссеру артисты вовсе не обязаны. Это заслужить нужно. Но постепенно их настороженность ко мне прошла. А я свою сразу зачеркнул, чтобы идти вперед. Нормальный творческий процесс всегда строится на эмоциях, амбициях, иногда и на их подавлении. В интересах общей цели - спектакля. - Этой комедией на что хотите открыть глаза зрителю? Какие проблемы поднять? - Так совпало, что репетиции мы начали шестого сентября, когда по всей стране был объявлен траур... Работа над любой постановкой начинается с объяснения режиссера артистам, ради чего и за что беремся. Делать перед этим минуту молчания я не стал, хотя переживаю происшедшее не меньше других. Меня возмущает заблуждение власти во главе с президентом, полагающим, что в нашем обществе есть консолидация. Ничего подобного! Это химера, которую попросту хотят видеть. Пройдет совсем немного времени после бесланской трагедии, и все заживут по прежним законам российского бизнеса, жестокого и бесчеловечного. Так зачем же лицемерить? Спектакль повествует как раз о том, что сочетать законы волчьи с законами человеческими просто невозможно. Русский театр всегда был внимателен к болевым точкам общественности. В данном случае к тому, что в нашу жизнь пришли люди, которые ведут себя под стать главному герою комедии. От чего предостерегаю? В России уже объявлена война, и пока мы полностью не изменим ментальный подход друг к другу, все останется, как есть. "Волки" также будут делать бизнес на крови тех, кому сегодня адресуются телеграммы с искренними соболезнованиями, ведь подход к добыванию денег в этой стране все тот же, что и во времена Островского. Одни кричат о демократии, другие молча творят страшное. - От понимания, что спектакль не изменит менталитета нашего общества, руки не опускаются? - У меня просто нет другого выхода. Так же, как нет иллюзий, глядя на происходящее. Есть понимание того, что так быть не должно, и вера в перемены. А если все молчать будут? Меня волнует прежде всего понимание тех, кто занят в этой постановке, чтобы они смогли донести это до зрителя. Казалось бы, абсурд! Ведь перед нами чистой воды комедия, а значит, будут шутки и смех. Разумеется, пьеса "Волки и овцы" рассчитана на положительные эмоции. Но важно, чтобы в финале действа люди пожалели одних, осудили других, сопереживали третьим. Важно, чтобы не было равнодушия. - Сегодня зрителя привлекают постановки какого характера? - Общество пошло по примеру Запада, где человек не желает иметь никаких проблем. В нашей жизни их и без того хоть отбавляй. Поэтому, когда человека что-то вынуждает даже просто задуматься, он органически этому сопротивляется. Но театр выступает и в роли провокатора, и это большой плюс. - Сроки вашего сотрудничества с амурским драмтеатром ограничены? - 21 сентября планируется сдача постановки худсовету театра, а с началом октября станет известен день премьеры. Остальное покажет время. Жизнь - это сплошные перемены, поэтому не хочется ничего загадывать. Меня волнует прежде всего доброкачественный продукт. Стремиться угодить всем - пустое занятие, но думаю, зрителю будет интересно. Кого-то тронут чувства, кого-то - сюжет, философа - мысль. Надеюсь, что поклонники театра еще крепче его полюбят. Директор Амурского областного театра драмы и комедии Татьяна Бедина: Приглашать для отдельных постановок режиссеров из других театров - явление естественное для всей России. Ведь это всегда свежо, интересно. Напрасно некоторые театры от этого воздерживаются, в частности те, где директор совмещает должность художественного руководителя и старается самостоятельно сделать как можно больше постановок. В нашем театре сегодня нет главного режиссера. Поэтому я с надеждой смотрю на очередного постановщика, которого мы приглашаем. Возможно, он нам подойдет. Режиссер Игорь Жетинев мне нравится своей современностью, профессионализмом, грамотностью, внутренней организацией, умением выстроить творческий процесс. Приятно было услышать от него комплимент в адрес нашей труппы: "В вашем театре артисты хотят играть!" Замечу, что во многих центральных театрах такого порой не увидишь. А ведь здешние артисты тоже еще как востребованы. Например, сейчас некоторые заняты на съемках китайского телесериала. Наш классический репертуарный театр обращается к творчеству разных драматургов. Но самым современным сегодня можно смело назвать Островского. Недаром у всех на слуху спектакли "Последняя жертва", "На бойком месте", "На всякого мудреца довольно простоты". К произведениям этого автора возвращаются и у нас, и за рубежом. Александр Николаевич умудрился написать пьесы, поразительно перекликающиеся с днем сегодняшним. Пришли крутые волки, которые поглотили более мелких. Это наши олигархи - чубайсы, абрамовичи. Умные, интеллигентные, образованные, тихим сапом они подмяли под себя все! Театр просто не может оставаться равнодушным. Вообще, вся классика написана о том, что происходит "сегодня, здесь и сейчас", если ее внимательно читать. Кроме того, именно на ней проверяется творческий тонус театра - сумеет ли он донести мысли, заложенные в произведении. Чтобы не утонуть в вопиющей бездуховности, которая окружила нас со всех сторон, непременно нужно бывать в театре, воспитывать на нем своих детей, обсуждать с ними спектакли. Мы ждем вас в октябре на открытии сезона.

Возрастная категория материалов: 18+