Более всего споров вызвали предлагаемые президентом меры по обеспечению единства страны, что высшие должностные лица субъектов РФ должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства. Соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму до конца нынешнего года. Прокомментировать это и другие предложения В. Путина, в частности о необходимости введения пропорциональной системы выборов в Госдуму (только по политическим спискам), мы попросили местных политиков. По словам губернатора Леонида Короткова, последнее решение об укреплении вертикали государственной власти не ново. И он его поддерживает. При этом Леонид Коротков отметил, что в случае введения нового механизма избрания глав субъектов необходимо избежать того, чтобы региональная власть превратилась в "декларативную". У руководителей исполнительной власти субъектов должны остаться рычаги управления в своих регионах, в том числе и инструменты воздействия на федеральные органы власти. Эту мысль губернатор Леонид Коротков и главы других регионов высказывали президенту на расширенном совещании 13 сентября. Владимир Вощевоз, федеральный инспектор аппарата полпреда РФ в ДФО: - Сама идея формирования исполнительной власти таким образом на сегодняшний день актуальна. Я бываю в городах и районах области, встречаюсь с работниками предприятий, со студентами. И нередко приходится слышать высказывания о том, что лучше бы глав администраций назначали. Во власть часто избираются те, у кого больше денег, кто лучше соврет. Людям надоело, что их постоянно обманывают, предвыборные обещания не выполняются, и никто за это ответственности не несет. Если главы краев и областей будут назначаться законодательным собранием, значит, при необходимости (если уже в первый год видно, что губернатор плохо справляется с возложенными на него задачами) его можно отозвать. Не надо будет ждать три года, когда настанут выборы. И у действующих глав будет больше времени сосредоточиться не на мнимых (тех, что выгодны в пиаровском смысле - показать якобы свою заботу), а конкретных решениях проблем региона. Что касается пропорциональной системы выборов в Госдуму (по партийным спискам), то такая система работает во многих развитых странах. И никто там не говорит, что демократические нормы попираются. Во-первых, люди, которые идут в парламент, подвергаются так называемой партийной чистке: проверяются их деловые качества, умение мыслить в интересах государства, не замешан ли человек в коррупции. Во-вторых, партия тоже берет на себя ответственность за своего представителя. И в-третьих, если депутат не работает во фракции, будь он хоть семи пядей во лбу, в Госдуме он ни один вопрос не решит. Он не то что озвучить, даже в повестку дня свой вопрос внести не сможет. Решать вопросы области или края реально можно только при поддержке фракции в Думе. У представителя региона, который заручится поддержкой сильной партии, больше возможностей повлиять на фракцию, чем у депутатов-одномандатников. Ничего плохого в пропорциональной системе выборов в Госдуму нет. Олег Турков, вице-спикер амурского парламента: - Сегодня приходится слышать опасения, что мера, предложенная президентом, может отдалить власть от народа и сделать губернатора "карманным" для депутатов. Я с этим не согласен. Во-первых, мне кажется, в этой ситуации повышаются роль законодательного органа и статус органа исполнительной власти субъекта. Не думаю, что Президент РФ и его администрация будут навязывать народу тех или иных депутатов, чтобы они потом согласовали кандидатуру того или иного назначенца. Нынешняя система как раз на это и направлена. Сегодня любой губернатор, который готовится быть избранным на второй срок, очень активно работает над новым составом законодательной власти. Все будет зависеть от того, какая форма избрания губернатора по новой системе будет предложена в законе. Если по аналогии с назначением председателя правительства (президент предлагает кандидатуру, если Госдума три раза отказывается, президент ее распускает), то это фактор негативный. Роль законодательного органа - представителей народа - будет сведена к нулю. Если же будет предложена иная норма (к примеру, президент предлагает кандидатуру на пост главы субъекта РФ, и в случае если законодательный орган не согласовывает ее, он вносит новую), то это уже другая ситуация. Если говорить в общем, то в настоящий момент истории России данная инициатива президента правильная. По той причине, что в эпоху предвыборных технологий и политической малограмотности населения вероятность избрания на должность руководителя субъекта, мягко говоря, не совсем компетентного человека, очень высока. Мы все прекрасно знаем, как это может происходить. У нас нет пока развитого гражданского общества, мощных политических партий, которые бы представляли действительно интересы населения. Все зависит от денег и пиартехнологий. И в этом случае президенту действительно тяжело реализовать те идеи, планы, которые у него есть, и довести их до каждого россиянина. Часто на местах реформы тормозятся, и указы президента не выполняются. Считаю, меры президента будут благом, лишь бы не перегнуть палку.

Возрастная категория материалов: 18+