"Смерть Таирова" снял театральный режиссер Борис Бланк - специфика налицо, и есть о чем поговорить. Сначала форма... Кто сказал, что кино 21-го века не обходится без спецэффектов и авантюризма в сюжете? Навязчивое словосочетание "малобюджетный фильм" привычно ассоциируется с тупыми американскими боевиками, но... Если посмотреть с другой стороны, отсутствие крупных финансовых вливаний вполне может повлиять на интеллектуальную насыщенность проекта. То есть где много денег - там "Ночной дозор", где немного - там "Кукушка". "Смерть Таирова" из второй группы. Если зрителю не показывают взрывы или "обнаженку", он смотрит на актерскую игру. Именно потрясающая работа актеров Аллы Демидовой, Михаила Козакова, Алексея Гуськова выводит фильм на уровень европейского кино. И не замечаешь, что показывают тебе одно и то же помещение, что декораций минимум - глаза на фоне белого грима целиком захватывают внимание. Борис Бланк выбрал необычный стиль. Фильм напичкан кусками документальной хроники, в основном о достижениях советского народа в преддверии юбилея товарища Сталина, титрами в стиле немого кино. Таким образом подчеркивается реальность происходящего, как бы парадоксально оно ни было. Трубы дымят, изможденные стахановцы поднимаются на поверхность, гармонь поет, и девки пляшут. Этот мир не для Таирова - это становится понятно в самом начале фильма. Из бредовой реальности он уходит в менее абсурдный придуманный мир Гофмана и Брамбиллы. Постмодернизм в кино проявил себя на данный момент гораздо слабее, нежели, например, в литературе, но прецеденты есть. "Смерть Таирова" - все-таки фильм эпохи постмодерна, и вдумчивой расшифровке подлежит не только сюжет, но и картинка. Автоматически возникает потребность посмотреть фильм еще, и не один раз. Я уверен, что в нем предостаточно скрытых сюрпризов, невзирая на небольшое разнообразие в обстановке. Вышеупомянутые титры (по стандарту белые на черном фоне) представляют собой гротескные лозунги советских времен. "Пятилетку в четыре года - такую задачу поставили перед собой заключенные исправительных заведений в честь юбилея любимого товарища Сталина", и все в таком духе. Это нечто вроде укора режиссеру Таирову, склонному к формализму и космополитизму. Мол, посмотри, как сограждане стараются, а ты, подлец и предатель, упорствуешь. И ведь упорствует. Тема двойников, проходящая в фильме одной из красных нитей, визуально отражается через грим актеров камерного театра. Костюмы героев итальянских комедий (все эти Пульчинеллы, Коломбины и так далее)идеальны. Потому что ложь является не только их работой, но и душевным состоянием. Контраст присутствует во всем. Герой Алексея Гуськова - актер в "Принцессе Брамбилле" и новый директор камерного в реальности - просто меняет костюмы, но не себя. Сам он остается искателем выгоды и, надо заметить, отъявленным мерзавцем. ...а уж потом содержание Сценарист Павел Финн историю творческой гибели знаменитого режиссера Александра Таирова подал весьма своеобразно. Представлявший фильм актер Леонид Тимцуник передал зрителям просьбу режиссера "потерпеть первые двадцать минут". Некоторые, правда, не вытерпели: кто-то хрустел пивными банками, деловая дама затеяла телефонный разговор, а несколько человек вообще покинули зал на середине показа. Да, кино не для всех, ничего не поделаешь. На первый взгляд, все просто, как в жизни. Есть великий режиссер Таиров (Михаил Козаков), его жена и источник вдохновения Алиса Коонен (Алла Демидова), актеры камерного, и есть власть. Идеи режиссера не приносят удовлетворения вышестоящим, им бы пьесу про Сталина, про механизаторов и путь в коммунизм. Таиров упрямо репетирует "Принцессу Брамбиллу" Гофмана, потому что по-другому не может. Это приводит его к трагическим, но вполне ожидаемым последствиям - он теряет театр, становится жертвой предательства, сходит с ума и умирает в психиатрической клинике. Репетиция окончена. Но кто ж снимает такое кино без подоплеки? Фильм потому и интересен, что и сюжет, и второй план заслуживают внимания. Первое, что для меня лично оказалось неожиданным, - нет избитого противостояния творца и тирана. Сталин в "Смерти Таирова" - карикатурный персонаж, он сыплет фразами в стиле анекдотов, героем которых является, и, скорее, забавен, чем угрожающ. Таирова губят в первую очередь актеры, которые его боготворят. К сожалению, власти они боятся сильнее. Что касается привязанности фильма к реальным событиям, то здесь полно ловушек. Исторические факты создатели киноленты перемешали с выдуманными, продвинули на тридцать лет вперед во времени - трудно отличить одно от другого без полного знания настоящей истории Таирова. Сталин навещает режиссера, пишет пьесы, танцует с Коонен, и вроде бы все это бред Таирова, уже больного. Но бред ли? Вопрос открыт - решайте сами. Актеры под давлением власти отрекаются от режиссера. (Как не вспомнить апостола Петра?) Таиров действительно был для труппы камерного театра духовным учителем и, как это часто бывает, к собственной страстной неделе прибыл в печальном одиночестве. Космополитизм, в котором обвинили Таирова, был неуместен в преддверии Великого Юбилея Вождя. Любители искусства Иосиф Джугашвили и Клим Ворошилов заменили режиссера на эдакого разухабистого Шарикова от театра - Ванина (Гарик Сукачев). Актеры пересмотрели свою "несоответствующую" деятельность мигом, даже старый учитель Таирова, игравший в его труппе. "Стыдно, стыдно, а рюмочку выпьешь - и уже не стыдно", - говорит он. Не стыдно, оказывается, поливать грязью вчерашнего гуру, не пускать его в театр, травить больного человека до последнего вздоха. "Смерть" из названия фильма - она не физическая, до которой у режиссера еще год психушки. Это смерть гениального режиссера, и санитары в конце похожи на ангелов. Любимая жена ничего не смогла поделать. Таиров обречен с первой сцены. Система индивидуальностей не щадит, а незаменимых людей нет. Выключите свет на сцене... Фильм посвящен Таирову, но это больше, чем просто история одного одаренного человека, столкнувшегося с машиной уравниловки. Это история целой страны. Это нелегкое воспоминание о временах, когда умер затравленный Булгаков, погибли в лагерях Мейерхольд и Хармс и многие, многие жизни были прерваны за ненадобностью и якобы враждебностью. Таиров родился не вовремя. И умер тоже. Но пленка времени прокручивается в обратную сторону, и сильные актеры в итальянском гриме и ярких костюмах пластично двигаются под внимательным взглядом Режиссера.

Возрастная категория материалов: 18+