А между тем, чтобы привести все законы области в соответствие с федеральным, осталось всего три месяца. И теперь приходится работать в авральном режиме. Есть опасения: как бы не наломали дров. Этим, по словам спикера амурского парламента Станислава Горянского, и была вызвана необходимость семинара-совещания, который состоялся в среду в "белом доме". Властью придется делиться - Есть территории, где вопросы решаются легко, грамотно и профессионально. Но со многими главами местных органов власти даже на понятийном уровне мы до сих пор разговариваем, как глухой со слепым. Юридическая, правовая и законодательная подготовка специалистов местного самоуправления очень слабая, - сказал председатель постоянной комиссии по вопросам законодательства, местного самоуправления и регламенту Сергей Степанов. - Облсовет вынужден был взять на себя несвойственную функцию. Мы организовали и провели практически в каждом городе и районе семинары для депутатов и глав. Растолковали все, как говорится, от "а" до "я". Но реформы продвигаются трудно, особенно в Тындинском, Свободненском и частично в Ивановском районах. Районные главы не желают мириться с тем, что им придется большую часть полномочий передавать в села. Каждый чиновник хочет управлять на своей территории: решать вопросы, кому выделить землю, дать - не дать участок под строительство, разрешение на вырубку леса или разработку полезных ископаемых. А теперь в собственности районной власти земли не будет. Она вся делится, как пирог между сельскими поселениями. И уже сельские главы будут на ней полными хозяевами. С полномочиями к сельским властям перейдет и имущество. Район должен передать селу все коммунальное хозяйство. Районной власти по большому счету остается только социалка - поддержка слабых, бедных, инвалидов, пенсионеров, ветеранов плюс образование и здравоохранение. Не завидная перспектива. В том, что реформы тормозятся, играет роль и личностный фактор. Кто-то рассуждает по старинке: мне закон не нравится я его исполнять не буду. Переломить сознание людей очень трудно. Это самая большая проблема, которую придется решать годы. За пятнадцать лет мы привыкли жить так, а теперь все кардинально меняется. Местная власть отвечает за коммунальные и хозяйственные вопросы, районная - за социальные, а областной остаются только государственные полномочия. В Мазановском районе, где глава и районный Совет доверяли сельским администрациям, уже сегодня передали практически все полномочия и имущество. В Серышевском районе тоже не будет проблем. У них даже бюджет в каждом селе есть. К продвинутым, как сегодня модно говорить, у нас относятся Бурейский и Сковородинский районы. Там главы не боятся властью поделиться и реформы идут легко. А вот где боялись, держали власть у себя в руках - есть проблемы. Дам - не дам... Мы сегодня утверждаем границы на десятки лет. После того как закон будет принят, любая подвижка территории - хоть на гектар, хоть на метр квадратный - только с согласия населения. Надо будет проводить референдум. А это огромные деньги, немыслимые усилия. Удивляет позиция глав, которые над этим не задумываются. - Повсеместно наблюдается такая картина. Границы законодательно определены одними территориями, а по жизни ими пользуются другие. Возьмем Белогорск, - привел пример Сергей Степанов. - Город постепенно застраивался, и одна улица ушла на районную землю. Оставить все по-старому - нельзя. Люди живут и прописаны в городе, а земля под ними районная. Чтобы заплатить земельный налог, им надо бежать в районную администрацию, чтобы получить какой-то другой документ - в городскую... Белогорску необходима земля под кладбище. Надо у района просить. Но опять же будут проблемы - это согласования, отводы, содержание. В то же время часть земель, которые район исконно пашет, оказалась на территории, принадлежащей городу. Казалось бы, главам давно пора сесть за стол переговоров и мирно определиться. В одном городе живут. Однако, чтобы уладить этот вопрос, надо было вмешаться областному Совету, вызывать их в Благовещенск. Эти главы все-таки нашли общий язык и пришли к обоюдному согласию. А есть и такие, которые стоят на своем, ни пяди земли не хотят уступить: "Под поселок землю отдам, а под кладбище, выпас скота, вырубку леса или под дорогу не дам. Я буду за это отвечать!" Можно понять, когда район хочет оставить себе земли, где будет впоследствии идти разведка полезных ископаемых, серьезное строительство. Но когда речь идет о таком... Получается, с любым вопросом житель какой-нибудь деревни в Тындинском районе должен ехать за пятьсот верст в райадминистрацию. В основном такие проблемы возникают на северных территориях с низкой плотностью населения. Начальник управления земельных отношений департамента администрации области по управлению госимуществом рассказал об ошибках, которые допускают местные власти, предоставляя документы по разграничению территорий. Так как по новому закону у района земли быть не должно, значит, не должно быть и никаких "белых пятен" на карте района. Территория возле сельского муниципального образования должна быть целостной. Разрывать ее на два или три куска нельзя. Однако некоторые главы этого никак не могут понять. Жизнь заставит объединяться У сельских поселений будет свой бюджет, свое имущество, своя собственность. И всем этим надо умело распорядиться. На первом этапе будет очень сложно. Придется ломать уже отлаженные механизмы. Не будет централизованных закупок топлива... Потянут ли этот непосильный груз главы сельских администраций, бо-о-ольшой вопрос. Как показывает жизнь, многие избранные народом главы не готовы исполнить возлагаемые на них функции. Нет ни соответствующего образования, ни управленческого и организационного опыта, ни менталитета. Весной по области прокатилась череда выборов в органы местного самоуправления. Экономическую составляющую не просчитали. Не успели. Благодаря той самой выжидательной позиции местных глав. Многие отнеслись отрицательно к идее укрупнения муниципальных образований. И уже в ближайшее время это аукнется, - считает Сергей Степанов. - Люди не понимают, что поодиночке просто не выживут. Сегодня сельская власть существует номинально, за нее работает районная. С возложением новых функций, в каждой администрации должно быть минимум пять человек: глава, бухгалтер, кассир, специалист по ЖКХ и обязательно специалист по социальным вопросам. Представляете, какой рост чиновников. А их можно содержать только за счет собственных доходов. В нашем Благовещенском районе собственных доходов 20 миллионов, а на содержание аппарата управления тратится 22... Сама жизнь заставит муниципальные образования укрупняться. Принимаются новые правила игры. А в новую игру играть всегда сложно. И областной Совет, и администрация области сегодня делают все, чтобы не ухудшить в переходный период жизнь амурчан, - успокоил Сергей Степанов. - Мы пытаемся сохранить максимально все привычное, а потом постепенно, по этапам, будем выстраивать вертикаль власти.

Возрастная категория материалов: 18+