- Не могу утверждать, что мое последнее достижение в "Бедной Насте" очень великое. Я долго отвергал многочисленные предложения о съемках, потому что с моей точки зрения они не столь интересны, - сказал Александр Калягин. - Теперь я решил поставить фильм сам по очень хорошему сценарию, но пока об этом не говорю. Кстати, самый больной вопрос в театре - это поиск режиссуры. Я исхожу из фразы Товстоногова: "Театр силен не тем, что он ставит, а тем, что не ставит". Но как обуздать ситуацию, когда ставить можно все что угодно? Задумываться нужно о конечной цели. Плоская, однобокая режиссура меня не удовлетворяет. Трудно согласиться и с такой, которая "все может", а выходит все по верхам, не осваивая, как принято говорить, "кубометры сценического воздуха единой мыслью". - Что вы думаете по поводу нашей оторванности от центра? Почему мы должны жить, как в консервной банке? Наши театры не могут пробиться на гастроли из-за того, что на это нет средств... - Отсутствие гастролей - беда для театра, боль для актеров. Когда я, будучи председателем Союза театральных деятелей, навестил Благовещенск, то поразился его полной оторванности от высокой культурной жизни. С моей стороны было бы слишком самонадеянным рисовать какие-то радужные перспективы. Регионам нужна реальная поддержка меценатства, потому что "живой ручеек" гастролей - это для актеров всегда мощный стимул. - Обсуждается закон о театре, некоторые экономисты, развивая идеи самофинансирования различных структур, высказывают мысль о реформировании театра в унитарные предприятия. Хотелось бы, чтобы Министерство культуры и Союз театральных деятелей обозначили свою позицию: как жить дальше репертуарному традиционному театру? - Повернуть театры страны в сторону рынка было позицией Министерства культуры. Я был против. Мы боролись, собирали множество совещаний директоров СТД, но, несмотря на это, "машина" закрутилась. Так или иначе, вот-вот всех нас коснутся перемены, когда положение театра, как мне кажется, станет просто ужасающим. Он останется один на один с жестоким рынком, будет вынужден адаптироваться. - Не приведут ли такие перемены к тому, что репертуарный театр переродится попросту в антрепризу, что разрастется культурный вакуум? Ведь на одной антрепризе далеко не уедешь. - Это очень больная тема для всех, кто родился в репертуарном театре и знает, как долго вырабатывался определенный металогический язык, особый взгляд, когда, выходя на сцену, актер нюхом чувствует, как надо играть. Да, русский театр родился из антрепризы! Думаю, что она со временем вырастет в постановки более цивилизованные, но пока это два-три актера, стул и стол. Такая бедность... В то время как на западе это богатейшие спектакли. Все зависит от того, насколько мы состоятельны или бедны, Карл Маркс прав! - Как выглядят антрепризные спектакли на фоне других достижений театрального искусства? - На мой взгляд, антреприза зарекомендовала себя еще недостаточно убедительно. Так что жюри для ее оценки просто необходимо. В любом деле нужен контроль, своего рода судебная власть. Именно оценка на фестивале дает актерам и режиссерам стимул. Естественно, что не все покажется удачным. Но для вашего города, как и для всей театральной России, просто необходимо праздничное фестивальное состояние.

Возрастная категория материалов: 18+