Ушли в прошлое Советы, где органично сочетались нормотворческие, исполнительные и контрольные функции. На смену пришло государственное устройство, основанное на принципе разделения властей и, стало быть, на самостоятельности, независимости их действий. Сложилась новая система взаимоотношений между федеральными и региональными органами власти. Качественно изменились характер и объем законотворчества, произошло существенное перераспределение полномочий между Федерацией и ее субъектами. Формирование новой государственности на региональном уровне во многом определялось историческими особенностями переживаемого периода. Депутатам областного Совета первого созыва (до января 1996 года - областного Собрания), действовавшего под председательством А. Белоногова, многое пришлось делать, что называется, с чистого листа. Становление фундамента регионального законотворчества проходило в непривычных по остроте и сложности политических и социально-экономических условиях. Тогда, в 1994 - 1997 годах, главные усилия направлялись на создание основ правовой базы области. В первоочередном порядке были разработаны и приняты законодательные акты, регулирующие вопросы областной и муниципальной собственности, налоговой политики, бюджетного устройства и местного самоуправления. Важным результатом деятельности депутатов стало принятие в 1995 году Устава (Основного закона) Амурской области, определившего основные принципы устройства области, организации и деятельности областных органов власти и местного самоуправления. Итогом работы депутатов первого созыва стало преодоление правового вакуума в главных направлениях деятельности, создание основ для развития областного законотворчества. Усилия областного Совета народных депутатов второго созыва (1997 - 2001 годы), возглавляемого В. Марценко, были направлены на оздоровление ситуации в экономике, преодоление последствий финансового кризиса 1998 года. Наладилось деловое сотрудничество с областной исполнительной властью. Активные действия предпринимались в сфере бюджетной политики и межбюджетных отношений с муниципальными образованиями. Был принят ряд законов, связанных с вопросами экономики и налоговой политики, судопроизводства, рационального природопользования, социальной защиты населения, управления государственной собственностью области. С 25 марта 2001 года действует областной Совет третьего созыва. В нем образовано пять постоянных комиссий, возглавляемых авторитетными депутатами В. Зайцевым, Н. Пугачевой, Г. Ивановым, С. Ивановым, С. Степановым, работающими на профессиональной основе. Основное направление в деятельности нынешнего депутатского корпуса - законодательное регулирование широкого круга проблем жизни области в новых условиях, приведение ранее созданной правовой базы в соответствие с принятыми в последний период федеральными законами. Облсоветом третьего созыва проведена большая работа по подготовке правовых актов, связанных с уточнением Устава области, совершенствованием избирательного законодательства. Получило развитие законодательство по вопросам судебной реформы и местного самоуправления, устанавливающего ответственность за административные правонарушения. Существенные изменения внесены в закон "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Амурской области". Приоритетными остаются вопросы бюджетной политики, улучшения функционирования бюджетной системы. В этих целях совместно с администрацией области осуществляются меры по оздоровлению финансов. В том числе - по вопросам совершенствования бюджетного процесса, развития налоговой базы, повышения эффективности льготного налогообложения, поддержки инвестиционной деятельности и т. д. В рамках этих направлений принимаются новые, дополняются и изменяются ранее принятые законы. В связи с реформированием местного самоуправления активно прорабатываются вопросы реформирования бюджетных правоотношений с муниципальными образованиями. Дальнейшее развитие получило законодательство, регулирующее отношения в сфере экономики. В 2003 году был принят закон Амурской области "Об областных целевых программах", который, развивая положения закона "О государственном прогнозировании, концепциях и программах социально-экономического развития области", определил общие принципы и порядок формирования, утверждения и финансирования программ, осуществления контроля их выполнения. В настоящее время в области действует 26 целевых программ, создающих конкретную основу для решения хозяйственных и социальных задач. В центре внимания амурских законодателей остаются проблемы развития агропромышленного производства. В 2003 году в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации был принят ряд областных законов по вопросам землепользования и земельной реформы. Законодательное оформление получили целевые программы по развитию в области мясного скотоводства, строительству на селе водозаборов, восстановлению и охране водных объектов. Внесены изменения и дополнения в законы "О государственной поддержке лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Амурской области", "О закупках и поставках продукции для областных государственных нужд". Особую значимость для развития сельского хозяйства имеет принятый в 2003 году закон "О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Амурской области". Активно развивается законодательство в сфере экологии и природопользования. Только за последнее время были приняты законы об областном государственном геологическом контроле, о рыболовстве и водных биологических ресурсах. Внесены изменения и дополнения в областную целевую программу по вопросам охраны окружающей среды, в закон "О защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Ведется большая работа по развитию правовой базы в сфере лесопользования. Одна из первостепенных задач областного Совета - законодательное обеспечение социальной политики. Основное внимание направлено на социальную поддержку различных категорий граждан. Законами области утверждена целевая программа "Развитие социального обслуживания и адресной социальной помощи населению Амурской области в 2003 - 2005 г.г." и ряд других программ, направленных на решение неотложных проблем в сфере здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты. По итогам обращений граждан в 2003 году был принят закон "О социальных гарантиях работникам культурно-просветительных учреждений области". Укреплению связей с населением послужит принятый областным Советом закон "О наказах избирателей". Не менее важный вопрос для наших граждан - обеспечение их жильем. Решению его будут способствовать утвержденные областным Советом целевые программы: "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Амурской области на 2003 - 2010 годы" и "Обеспечение жильем молодых семей на 2003 - 2010 годы". Поднять эффективность системы жизнеобеспечения призвана разработанная на период до 2010 года программа реформирования жилищно-коммунального комплекса области. На развитие строительной отрасли направлены принятые законы об инвестиционной деятельности в Амурской области и о градостроительном планировании развития ее территории. В целом депутатами областного Совета третьего созыва за 2001 - 2003 годы принято свыше двух тысяч нормативных правовых актов, в том числе 316 законов области. Они охватывают основные направления социально-экономической жизни нашего региона, позволяют регулировать многие проблемы областного и местного значения. Развитию законотворчества способствуют деловое сотрудничество областного Совета и его постоянных комиссий с представительными органами муниципальных образований, информационные встречи, семинары-совещания и дни областного Совета на местах. Неотъемлемой составляющей законотворческого процесса стала практика проведения депутатских слушаний и круглых столов по ключевым направлениям экономической и социальной политики в области. За последние два года на них обсуждались проблемы коренных малочисленных народов Приамурья, состояние АПК области и проблемы проведения земельной реформы, социально-экономические и экологические последствия строительства и ввода в эксплуатацию Бурейской ГЭС, состояние и перспективы развития системы образования и здравоохранения и т. д. Депутатские слушания позволяют не только очертить круг актуальных для области проблем, но, что важно, являются эффективным звеном, связывающим в законотворческом процессе депутатов с руководителями исполнительных структур и широкой общественностью. Законотворческий процесс, как любое живое дело, требует постоянного развития. У нас серьезный дефицит в законах, охватывающих прежде всего сферу хозяйственной деятельности и способствующих выводу экономики области на режим устойчивого развития. Нынешнему составу областного Совета предстоит многое сделать по правовому обеспечению реформ в области земельных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, в сфере образования и здравоохранения, социальной защиты населения. Следует значительно активизировать работу по законодательному оформлению проводимой административной реформы, созданию необходимых правовых условий для эффективного функционирования местного самоуправления. Накопленный опыт и творческий потенциал нынешнего состава областного Совета, стремление депутатов достойно исполнить свой долг перед избирателями позволяют надеяться, что стоящие задачи будут непременно решены.

Возрастная категория материалов: 18+