"Миклухо-Маклай" играл роль плавучего магазина, где обменяли одежду китайского производства на банку икры, и это было выгодно обеим сторонам. Но в последнее время все труднее окупаются затраты на поездку. Причин тому несколько. Главная - вдоль Амура проложена автомобильная трасса, и КамАЗами рыбу теперь доставляют любому предпринимателю - только плати. Да и местное население ведет себя иначе, чем несколько лет назад. Рыбацкие поселки и села завалены китайским ширпотребом - не соблазнить! Потому-то нанайцы и другие аборигены продают рыбу пассажирам теплохода очень дорого: "Не хочешь - не покупай". Деваться некуда - берут, а потом мыкаются со своей покупкой. Ведь большегрузные автомобили тоже не стоят без дела - рынок затарен рыбой, икрой, кстати, заметно подорожавшими в последний месяц. Видно, потому, что у монополиста на колесах не стало конкурента в лице "Капитана Котенко". О прибыли уже нет речи - хорошо бы предприимчивым пассажирам стоимость путевки вернуть. Нет смысла ехать за деликатесом за тридевять земель, когда все что душе угодно можно спокойно приобрести на том же крестьянском рынке. Не нужно таскать мешки с соленой рыбой, стеречь ее потом на палубе, искать продавцов... Вдобавок коммерсантов напугали прошлогодние визиты на теплоход ОМОНовцев в масках и без, но с автоматами в руках. В Хабаровском крае было немало случаев, когда икру и рыбу внаглую отбирали у туристов, не имея на это никаких законных оснований. Благо хоть не на территории Амурской области. Крутые "новорусские" за рыбой не ездят, а тем, кто старается заработать хоть что-то на рыбном рейсе, жалко свои кровные тратить на служивого с упитанной физиономией и автоматом на груди. Вот и не рискнули многие, не поехали. На несостоявшийся рыбный рейс было приобретено только 45 путевок из 140. Кстати, желающих подзаработать на рыбе из этих сорока пяти было немного. Амурчанам хотелось отдохнуть - жечь костры, варить уху... Неужели и правда, с уходом капитана Котенко из нашей жизни, скучной, однообразной, безденежной, следом уйдет и его теплоход? Озабоченный невеселыми думами, я отправился к директору ЗАО "Торговый порт Благовещенск" Василию Руденко. - Василий Семенович, многие говорят, что если бы был жив Виктор Григорьевич Котенко, сумел бы знатный капитан справиться с трудностями. Чуть снизили бы, например, цены на путевки, набрали бы больше сотни пассажиров, чтобы хватило на оплату топлива, и теплоход ушел бы в рейс. - Несомненно, это был очень "пробивной" человек, но не "пробились" бы в этом году. За те же 10 тысяч рублей. (стоимость путевки на теплоход "Капитан Котенко") амурчанин может отдохнуть в Китае, выбирая Желтое море, курорт Удалянчи или Харбин. Отчасти из-за этого соперничества работать на реке все трудней и трудней. Благодарю областную и городскую администрации за то, что существенно помогли нам в организации детских рейсов. Но если раньше проплачивали два рейса, теперь - только один. А у рядового пассажира нет возможности отдыхать две недели на реке. Эксплуатация теплохода из-за дорогого топлива приносит нашему порту существенные убытки - за навигацию до двух миллионов рублей! Если бы можно было покрыть это за счет других заказов, но металлолом, что идет в Китай, выгребли почти весь. Сократилась и перевозка лесоматериалов. Амурское пароходство разрешило нам в этом году поработать в акватории Хабаровского края, где трудилось шесть толкачей. У хабаровчан с теплоходами тоже проблемы. Из трех судов только одно возит туристов. Другое отдано под детский санаторий, третье в это лето работало как пассажирский и "наработало" за сезон 800 тысяч рублей убытков. - Неужели на следующий год из-за дороговизны топлива - главной составляющей стоимости путевки - наш теплоход прикажет долго жить? - Будем просить китайцев помочь теплоходу. Я готов сдать его под любое заведение типа плавучего ресторана или плавучего отеля. Есть мысли переоборудовать "Капитан Котенко" под санаторий для детей-инвалидов. В общем, думать будем... Еще не вечер, думал я, уходя из речного порта. О нашем теплоходе знают за пределами Дальнего Востока. Например, июльским рейсом путешествовали туристы из Москвы, Ярославля, Новосибирска. Хвалили комфортабельность судна, вкусное питание, культурно-познавательную программу. Очаровала их красота Приамурья. Сказали, что еще поедут и другим расскажут. Но будет ли жив "Капитан Котенко" к следующему лету? Городу, области надо бы сообща подумать о судьбе теплохода, собраться вместе с работниками речного порта и решить: сохранять свое достояние или отдать соседям под нож?! Может быть, следует привлечь крупные фирмы, неравнодушных предпринимателей. Невозможно представить, что наше судно превратится в китайский публичный дом или в загаженный кабак. Хотя бы ради светлой памяти бывшего капитана теплохода, который любил и пестовал свой корабль как дитя. Ради Виктора Григорьевича Котенко мы не должны этого допустить.

Возрастная категория материалов: 18+