Работает Мария в детской областной библиотеке, поэтому нет ничего удивительного, что вместо хирургических приемов она использует литературу. Называется нетрадиционное снадобье библиотерапией. Библиотерапия — слово непривычное, однако каждый из нас сталкивался с этим явлением. Читая книгу, мы не просто знакомимся с бодрым Томом Сойером или рыжей Пеппи — мы лечимся. Точнее, учимся избавляться от собственных комплексов, корректировать свое поведение, определять, где плюс, где минус. Для начинающих "пациентов" подобный "оздоровительный курс" проходит эффективно и интересно. Мария Мазина работает со школьниками Благовещенска. Во время летних каникул ребята из четвертой и одиннадцатой школ посещали ее занятия. Огненная река, выдуманные берега Первоклашки сами читают немного, зато волшебные истории, рассказанные мамой, знают наизусть. Поэтому с младшеклассниками психолог занимается сказкотерапией. На занятиях у Марии ребята сидят редко. Они перепрыгивают через огненную реку и оказываются в сказке. В волшебной стране невозможно оставаться просто Витей или Машей — малыши превращаются в дедку и бабку, начинают лепить Снегурочку. Они водят хороводы вокруг костра и прыгают через пламя. От сюжета сказки юные игроки не отходят ни на шаг: на этот раз, к примеру, каждый из них — снежный человечек, который должен растаять, превратиться в облачко и поплыть по небу. Дети в игре чувствуют себя значительно уютней, чем на незнакомой территории взрослых вечно занятых людей. Никаких особых приспособлений для создания параллельного мира не требуется, главный инструмент его строителей — это фантазия. Красный шарф малыши с радостью соглашаются принять за реку огня, шарики из белой бумаги — за снег, а голубым платочком заменить облака. — Сказка — это не только наивная история про фею или серого волка, — говорит психолог Мазина, — это первый пример того, как надо вести себя в обществе. Вот только когда ребенок слышит рассказ о Красной Шапочке от мамы — это одно, а когда сам становится героем приключений — это другое. Непосредственный опыт победы над Волком очень важен для подрастающего человека. Подопечные Марии легко раскрепощаются и делают выбор: впускать Лису в лубяную избушку или нет, горевать по растаявшей Снегурочке или отнестись к смерти как к естественному переходу в другое состояние. Каждый ребенок в сказке видит что-то свое, в зависимости от ситуации в семье или классе. Колобок — это непослушный мальчик, сбежавший от мамы и папы, говорят одни. Другие, что чем больше друзей, тем лучше. А третьи вспоминают наставления родителей: "Никогда не разговаривайте с незнакомцами". Если в кладезе народной мудрости не находится сюжета для лечения какого-нибудь "недуга", библиотерапевты сами придумывают "вакцину". — У маленьких детей очень распространена боязнь темноты, — приводит пример Мария Мазина. — У них такая позиция: "если я ничего вокруг не вижу, значит, там может быть все что угодно, даже то, с чем я не знаком". А неизвестное пугает не только малышей. В придуманной истории должен действовать герой, идентичный конкретному ребенку — мальчик Петя или девочка Аня. Он оказывается в лесу, сумеречном, неизведанном, а значит, страшном. Из этой неизвестности появляются действующие лица — незнакомые, но добрые: говорящие Грибы указывают дорогу, а Луна освещает путь. Побывав в этом лесу, юный пациент начинает понимать, что незнакомое — не обязательно плохое. ...Эдакий Гуру в Марии проснулся еще в подростковом возрасте. Во дворе дома росла большая компания, и Маша для многих была личным психотерапевтом. "Прием" проходил за чаепитием или прогулкой — подставить жилетку для чьих-то слез она всегда была готова. У девушки получалось не только выслушать, но и посоветовать. Помогали и тесты, которые она вырезала из газет. Поэтому когда пришло время выбирать профессию, Мария предпочла психологию. Окончив Благовещенский педагогический университет, она начала самостоятельно изучать методы лечения книгой. Библиотерапия — наука молодая, родилась в начале прошлого века. Пока на Дальнем Востоке ее не преподают, однако Мария выписывает литературу и различные методички из Москвы. 22-летний психолог сама становится ребенком, когда общается с младшеклассниками. Невозможно предлагать им войти в сказочную страну, если сама не поверишь в ее существование. Кстати, в конце каждого занятия необходимо позвать ребят на наш берег реки — вернуть их в реальность и поинтересоваться, к какому выводу они пришли. Нетрудно быть богом Дети постарше на сказочных героев клюют реже, для учения-лечения школьников 5 — 7-х классов у психолога другие методы. Например, создание общей планеты помогает сплотить коллектив только что сформированного класса, найти каждому место под пока игрушечным солнцем. Кто-то президент планеты, другой художник, а третий хочет быть каменщиком или шофером. — Первое время мы чувствовали себя богами, — говорит Мария. — Придумывали, как будут располагаться материки, заселяли планету животными, сажали растения. Сейчас мои "сопланетники" перешли в шестой класс, но мы до сих пор работаем с ними. Уже на более серьезном уровне. Собственно, библиотерапия начинается с выбора книги. По той литературе, которую предпочитает тот или иной подопечный, Мария может предположить, какую профессию он будет осваивать позднее. Если Вовке симпатичен Шерлок Холмс с его дедуктивным методом, то, став Владимиром Петровичем, он не то чтобы непременно будет детективом, но может работать преподавателем логики в университете или журналистом-аналитиком. Главное — заметить и оценить пристрастие человека, направить его в нужное русло, чтобы тот же самый Вова не стал изобретателем велосипеда. — Лучше всего обращаться к классике, — считает моя собеседница. — Там доступней очерчены проблемы и их решения. В известной сказке "Королевство кривых зеркал" Оля — обычная девочка и попадает не в зазеркалье, а в мир взрослых с его холодностью и вечной занятостью. Чтобы выжить в нем и победить, ей приходится требовательнее относиться к себе, к отражению себя. Опять же главная ценность, которую отстаивают девочки, — дружба. Пробирается по лабиринту книжных страниц ребенок под присмотром психолога. Даже если главный герой решает проблему неверно и оказывается не у дел, она поможет увидеть, в чем ошибка, и как надо было поступить. Считается, что переходный возраст — самый тяжелый период в жизни человека. Задача психолога — сделать так, чтобы это время стало для ребят самым ярким в памяти. Многие современные подростки книге предпочитают компьютер или телевизор. У Марии на этот счет свое мнение: — То, что сегодняшняя молодежь не читает — громко сказано, просто это новый тип читателя. Сегодняшние взрослые в детстве могли получить какой-то опыт, образцы для подражания только из книги. Современный подросток черпает это отовсюду. Из Интернета, на дисках, в фильмах. Объем информации растет процентов на 30 за год. Взрослые сами себе придумывают сказки В свободный вечер хочется отрешиться от всех забот и открыть книгу. Женщины запоем читают любовные романы, а мужчины любят похождения волевых парней. По сути, эта те же истории про Золушку и Ивана-царевича, только завуалированные. Почитаешь книгу и смотришь на себя по-другому, вроде бы сам становишься красивее и лучше, а значит, и счастье не за горами. А движение толкинистов? Оно появилось почти сразу после того, как была написана трилогия "Властелин колец". Взрослые люди играют в эльфов, хоббитов и черных магов. Они плетут кольчуги, делают мечи, шьют экзотичную одежду и отправляются подальше от цивилизации в лес. В принципе это та же сказкотерапия, какой занимаются благовещенские школьники в начальных классах. Только с той разницей, что здесь каждый сам себе врач.

Возрастная категория материалов: 18+