- Кто вы по профессии? - задала я вопрос главе. - Учитель начальных классов, - нисколько не смутилась она. - Но я семнадцать лет в этой должности, так что всему научилась. - А что вы удивляетесь? Я тоже бывший педагог, - услышав наш разговор, присоединяется глава администрации Серышевского района Валентина Швец. - У нас в районе многое на учительских плечах держится. Вот и в селе Лермонтове, школа которого отметила в минувшие выходные свое 60-летие, сельскую администрацию возглавил бывший учитель истории Сергей Карбушев. Проблемы школы, коллектива учителей и учеников он воспринимает как свои и потому говорит о них с особой болью: - У нас одна школа на четыре села, дети учатся в две смены. Между тем СПК "Бирминский" объявили банкротом, конкурсный управляющий распродает недвижимость на слом. Мы добиваемся, чтобы здание совхозной конторы передали нам под начальную школу. Но за него требуют 50 тысяч, которых у нас нет. Как проблему решить? Ума не приложу... Двухэтажная небольшая лермонтовская школа встретила нас теплыми батареями и негромким детским гомоном. Прямо у входа стену покрывала огромная картина "Мир без войны". В необъятный космос каждый класс вписал свою планету-эмблему с символом мира и счастья - ребенка, пускающего бумажный кораблик, аиста со свертком в клюве, нежный цветок, распустившийся навстречу солнцу. - Всей школой рисовали, - пояснила директор Нина Ефимовна Внукова. - Неделю вокруг ватмана на коленках ползали. Дети у нас увлеченные, жаль только, что учиться им приходится в две смены, и поэтому нам трудно общешкольные мероприятия проводить. Школа ухоженная, кабинеты уютные, красочно оформленные. Парты названиями рок-групп не исписаны, как в большинстве городских школ. - Какими столы были первого сентября, такими они и в мае останутся, - пообещали учителя. - У нас с этим строго. Особенно удивила гостей мастерская для уроков труда, сохранившаяся с социалистических времен. Верстаки с тисочками, киянки-стамески... Сколько поколений мальчишек постигало здесь азы плотницкого труда, без которых в деревне и дня не прожить?! Самая больная проблема у лермонтовских педагогов - подвозка детей из соседних деревень. Старенький автобус наматывает по 200 километров в сутки. Дети, живущие в самом дальнем из сел, преодолевают в день по двадцать километров туда и обратно. - Шофер не просто нервный - он озлобленный, и мы с ним все время конфликтуем, - признается директор школы. - Если старшеклассники остаются на консультации, кружки или секции, он кричит, что не повезет их вечером, автобус и так переполнен. Та же беда и с детьми из неблагополучных семей. Если не оставить их на продленку, они у нас учиться не будут. Если оставить - опять слушаешь возмущения водителя. Понимаю, что вообще-то он прав. Но и мы по-своему правы. А из-за поломки транспорта в этом году уже пропущено по 118 уроков на ученика. Подвозка детей - проблема всего Серышевского района. Закрылись малокомплектные школы из-за малой численности детей. Интернаты в селах, где есть средние школы, прекратили существование по двум причинам - во-первых, тяжело содержать, а во-вторых, родители сегодня неохотно отпускают детей на всю неделю далеко от себя. В результате каждое утро из 32 сел Серышевского района выходят автобусы, которые подвозят детей на учебу. Автобусы, стоящие на балансе муниципальных образований, как правило, ветхие, образно говоря, собранные из металлолома или полученные по наследству от СПК. Конечно, педагоги переживают за детей. Ведь в том же Лермонтове, по признанию учителей, кроме школы, ребятам и пойти некуда, школа - хребет села. Те, кто живет здесь, это понимают. А люди со стороны в эти проблемы вникать не торопятся. - Между прочим, это родители и деды сегодняшних школьников строили здание совхозной конторы, которую нам конкурсный управляющий хозяйством-банкротом передавать не хочет, - говорит директор школы Нина Ефимовна Внукова. - Мы просили: "Ну хотя бы столы-стулья да шкафы отдайте, у нас вся мебель еще при социализме была закуплена!" Но нас никто не послушал - все распродали. Обидно, слов нет! Глава администрации Сергей Карбушев все же надеется, что здание конторы удастся отстоять и не превратить его в руины в самом центре села, аразместить там начальную школу. Пользуясь случаем, Сергей Дмитриевич обратился к председателю областного Совета Станиславу Горянскому и депутатам с просьбой включить школу в областную программу капитального ремонта и реконструкции, поскольку местной администрации самой не справиться с переоборудованием конторы под "храм знаний". В Лермонтове местная администрация, как ни парадоксально это звучит, осталась единственным "градообразующим предприятием" после банкротства СПК. Здесь получают зарплату более 80 работающих - в штате муниципального образования учителя, медики, работники культуры и ЖКХ. Сельская власть имеет свою бюджетообразующую базу. Столярный цех готовит по заказам односельчан всевозможные изделия из дерева. Есть свой сварщик. Автопарк представлен семью машинами. И понемногу "капает" копеечка в местный бюджет. Социальная сфера традиционно считалась "иждивенцем" на хребте экономики. Но здесь получилось все наоборот. Когда в одночасье рухнуло сельхозпроизводство, местная власть взяла на себя решение всех жизненно важных вопросов, осталась практически единственным работодателем на селе. Может, она и научит селян, как выжить в непростых условиях, недаром во главе ее стоят школьные учителя.

Возрастная категория материалов: 18+