Знаем анекдоты про чукчей, в основной массе обидные для них, и все. А чем отличаются, например, эвенки от нанайцев, ительмены от гиляков, понятия не имеем. Сложилось мнение об этих народах далеко не объективное, а ведь это целый мир, другая планета, иная культура со своими традициями и законами. Как познакомиться с ними? Конечно, прийти на региональный фестиваль творчества народов Севера "Северное сияние". Вероятно, именно так подумало, а потому пришло изрядное количество любопытного благовещенского народа в пятницу в концертный зал областной филармонии. Программка фестиваля отвечала самым обширным запросам эрудита. На торжественном открытии должны были присутствовать делегации Республики Саха (Якутия), Хабаровского и Приморского краев, Амурской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской областей, Чукотского автономного округа. Увы! Как гром среди ясного неба прозвучало известие: из восьми делегаций в концерте примут участие только две - амурская и якутская. Остальные не приехали. Нет, не опоздали. Не приедут вообще. Потому что нет денег. Культура и в советские времена субсидировалась по остаточному принципу. Всегда ей уделялся минимум внимания. Самые низкие зарплаты по стране у кого? У работников культуры!.. Однако по сравнению с прошлым сегодняшнее отношение власти к духовному (не путать с церковью. - А. Б.) просто кошмарное. Культуру лишили дотации, а без этого она существовать не может. Во всем мире, в тех же Америке или Франции, культура имеет солидное финансовое подкрепление со стороны государственных органов. Думаете, это была ошибка, когда культуре заявили: "Выживайте сами. Денег на дадим!"? Нет, это целенаправленная политика. Невежественной массой легче управлять. И не хотелось так мрачно философствовать, да пришлось... Амурчане и якуты не виноваты, что остальные не приехали. Старались изо всех сил, чтобы праздник получился. Директор областного Дома народного творчества Вячеслав Видякин был несколько смущен, когда говорил приветственное слово к участникам фестиваля. Но его можно понять. От него ничего не зависело. Он же не распоряжается денежным мешком государства. А зрители с нескрываемым интересом смотрели выступление фольклорно-этнографического ансамбля песни и танца "Хэглэн" из Тындинского района под управлением Татьяны Сафроновой. Поддерживали горячими аплодисментами коллективы Якутии - народный фольклорный ансамбль "Юктэ" (художественный руководитель - Александра Игнатенко) и якутский вокальный ансамбль "Айылгы" (худрук - Туйаара Петрова). Похоже, в коллективах царит матриархат. Все руководители - женщины. Язык, честно говоря, был непривычным, резковатым. - Похож на немецкий, - сказала мне соседка. И через некоторое время добавила: - Костюмы красивые, но на прошлом фестивале, четыре года назад, были и шикарнее. Тогда всех удивили буряты. Необычные одежды, орнаменты, своеобразная хореография, пластика, вокал, несколько осовремененный, а потому, мне кажется, слегка потерявший самобытность, но все равно оригинальный, - все это держало зрителей больше часа в напряжении. И аплодировала публика достаточно честно и объективно, тогда, когда этого требовала ситуация. Не каждый день услышишь барабанный бой в исполнении пяти симпатичных девушек из "Юктэ". Не каждый день увидишь, как разжигает костер (прямо на сцене!) мужчина в огромном малахае и при свете огня признается в любви своей девушке. - Хорошо бы еще знать, о чем они поют, - посетовал один мой знакомый. - Чтобы перед песней сказали хоть вкратце. Как либретто в опере. А то в большинстве случаев непонятно. Зря некоторые подростки хмыкали, посмеивались: дескать, мы крутые, а тут - непонять что. Уходили из зала посреди номера, проявляя вопиющее бескультурье. Не много мы проявляем внимания к нашим соседям, к другой планете, к другому миру, иным законам и традициям. Хорошо, что есть такие фестивали. Осталась самая "малость" - обеспечить полный состав участников.

Возрастная категория материалов: 18+