Это не шутка, потому что пешеходы-лихачи стали в наше время реальной угрозой безопасности дорожного движения. Факты? Их сколько угодно. За девять месяцев текущего года на российских улицах и дорогах из более чем 61 тысячи наездов в шестидесяти процентах виновны сами пешеходы. Вы думаете, в нашей благословенной области обстановка лучше? Как бы не так. Командир отдельного батальона дорожно-патрульной службы УГАИ Виктор Павлов отметил, что за три квартала прошлого года по вине пешеходов области было совершено 246 ДТП, в которых погибли 38 человек и 222 ранены, в нынешнем - 221, 29 и 205 соответственно. Мой восторг по поводу улучшения обстановки подполковник Павлов остудил таким фактом: за десять месяцев текущего года сотрудники ГАИ выявили без малого двадцать пять тысяч пешеходов, нарушающих правила движения, а за аналогичный срок прошлого - семнадцать тысяч. - Значит, сотрудники ГАИ стали работать лучше! - не унимался я. - На восемь тысяч увеличили "отлов" лихих пешеходов. - Лучше, - согласился Виктор Васильевич. - Но вопрос: лучше ли стали вести себя пешеходы? К сожалению, не лучше. Не вытерпел я, пожаловался комбату на то, что вторую неделю за ушибленный бок хватаюсь в результате... не произошедшего дорожно-транспортного происшествия. Ехал в автобусе. И тут на дорогу выбежали две девчушки лет по десять-одиннадцать. Бежали, дружненько взявшись за руки. Не представляю, как успел среагировать водитель! Ведь выскочили они совершенно неожиданно, почти под колеса. Шофер - по тормозам, пассажиров бросило вперед со страшной силой, меня кинуло на стойку у выхода. Автобус заглох, подружки с визгом перебежали улицу и скрылись во дворе. А водитель долго не мог прикурить сигарету - руки ходуном ходили. Оказывается, произошедшее со мной - явление не редкое: переход улицы в неустановленном месте - основная причина ДТП с участием пешеходов. Следом идут по аварийности переход дороги в состоянии алкогольного опьянения и передвижение по перекрестку на запрещающий сигнал светофора. Такие происшествия зачастую заканчиваются для лихих ходоков в лучшем случае больничной койкой, а в худшем... Цифры погибших я уже назвал. В Благовещенске практически повсеместно пешеходы ходят где кому вздумается. Иногда по пешеходным переходам, но чаще - в каком месте нечистый подтолкнет. Он же порой заставляет прорываться сквозь поток машин там, где сам не рискнул бы. ...Час пик. Сплошной поток машин. Гололед. Перекресток Амурской - 50 лет Октября. Красный свет светофора. Почтенная дама, обремененная двумя малоподъемными сумками, смело ступает на проезжую часть. Едва успеваем со стоящим рядом парнем перехватить ее и оттянуть на тротуар. Пытаемся объяснить опасность ее поступка. Даме мы не понравились. Особенно я. Схематично обрисовав мою негабаритную фигуру, бороду и очки, дама тут же назвала популярный в России адрес, куда бы мне и парню следовало пойти. И рванула через перекресток. Но, слава богу, уже на зеленый свет. Участок Красноармейской вдоль центрального рынка. По улице почти впритык едут машины. Пешеходы с решимостью самураев кидаются в узенькие прогалинки между движущимися экипажами. Пеший патруль ДПС - сержанты Сергей Кривошеев и Илья Жигулов - распределил обязанности. Сергей задерживает пешеходов-нарушителей и передает их Илье, тот в машине оформляет документы. Я не оговорился: патруль действительно пеший. А машина - старенькая "японка" - собственность Ильи. Использует он ее на "государевой" службе потому, что в батальоне хотя автотехники навалом, но большинство не работает: машины или давно выходили свой срок, или стоят из-за нехватки запчастей. Да, при огромном выборе запчастей в торговле у ГАИ их нет. Причина простая - безденежье. Вы, уважаемые читатели, замечали такое явление: машины ГАИ практически не патрулируют улицы, а стоят, приткнувшись где-нибудь на обочине. Думаете, их экипажи поджидают нарушителей в засаде? Если бы! Просто на патрульные разъезды нет бензина. А попробуйте поработать на улице с пешеходами в роли пешего инспектора хотя бы час! Когда тепло - еще так-сяк, а как оформлять штрафные постановления на морозе? Поэтому сплошь да рядом сотрудники ГАИ используют личные машины. При всем при том даже бензином их не обеспечивают. К слову, за служебные разговоры по личным мобильным телефонам, которыми пользуется большинство патрульных, компенсации тоже никакой! ...Я поначалу записывал в блокнот данные о пешеходах-нарушителях, а потом пришел к выводу - не стоит. Три-четыре фамилии мы предадим гласности, а почему остальных - нет? Но как всех огласить, если за десять минут - полтора десятка набралось, если не больше! Да и в конце концов, не отпетые они негодяи, а нормальные граждане: студенты, приехавшие из сел крестьяне, мелкие торговцы, прочий люд. И все страшно спешат по делам. Сергей и Илья составляют пачками постановления на штрафы - пятьдесят рублей каждое нарушение. За день сорок-пятьдесят постановлений, больше физически не успеть. Однако замечаю, пока инспектора занимаются писаниной, мимо них проходит нарушителей многократно больше. Конечно, поставить бы здесь на виду гаишную машину с мигалкой, все бы пешеходы стали законопослушными. Ведь наш человек с молодости не приучен ходить по правилам, а сейчас не боится закона. Что такое пятьдесят рублей штрафа? Триста граммов средненькой колбасы. Это при условии, если заплатить штраф. Но кто его платить собирается? Кто пойдет на почту делать перевод, а потом понесет квитанцию в ГАИ? Вы полагаете, что судебные исполнители будут носиться по городу, разыскивая пятидесятирублевого должника, чтобы вырвать у него эту несчастную денежку? Какая наивность! Невооруженным взглядом видно, что надо возвращать прежнюю практику взимания штрафа на месте. Нарушил правила - вот тебе квитанция, деньги примет инспектор. Но некоторые против этого возвращения - ловчить, мол, будут постовые дорог! А что, при нынешней системе нечестному инспектору нельзя ловчить? Да сколько угодно. То и дело им предлагают: - Командир, будь добр, выбрось эту бумажку и возьми деньги, только избавь от хождений! Вижу и другое - будь штраф на порядка два-три больше, как в абсолютном большинстве стран, то силой бы не заставили россиянина рвануть на красный свет светофора или пересечь улицу где-либо, кроме положенного места. Призывать же пешеходов ходить по правилам, не подкрепив призывы доброй материальной затрещиной, на данном историческом этапе совершенно безнадежное дело. Это мое личное мнение пешехода с более чем шестидесятилетним стажем и сорокалетним - водительским. Высказал я его патрульным. И нашел поддержку - давно пора ответственность за нарушения правил движения усиливать многократно. Надо заметить, что и Илья, и Сергей не новички в ГАИ, проблему знают изнутри и со всех сторон. По три года службы у каждого за плечами, плюс учеба в вузе. Илья на четвертом курсе Московской академии права, Сергей окончил вуз и ждет присвоения офицерского звания. Оба стопроцентно уверены, что сложившуюся в стране ситуацию на дорогах можно коренным образом улучшить. Но браться за нее надо всем миром и решать проблему не отдельными частями, а в комплексе. В конце концов так и будет. А пока, водитель, берегись пешехода!

Возрастная категория материалов: 18+