Дело в том, что выборы глав администраций городов и районов выявили ряд пробелов и противоречий отдельных положений Избирательного кодекса Амурской области, который к тому же по некоторым позициям противоречит новому федеральному закону о выборах. В числе предложений прозвучало и такое: надо изменить голосование по спискам политических партий. А иначе на выборах депутатов областного Совета, которые состоятся весной, у избиркома возникнут большие проблемы. Выборы будут проходить по новой схеме: как ее окрестили парламентарии, "18 + 18". Половину состава облсовета народ должен избирать прямым голосованием. Для этого область поделили на девять двухмандатных округов - два победителя получат депутатские мандаты. Другая половина войдет в депкорпус по партийному признаку. Согласно кодексу, каждый амурчанин, получив бюллетень, должен голосовать не только за политическую партию, но еще поставить крестик напротив конкретной фамилии одного из восемнадцати партийцев. Наш избирком запаниковал: в других регионах, где применили систему "открытых" списков, оказалось очень много испорченных бюллетеней. Они получились слишком большие, и народ запутался. Учитывая менталитет большинства наших избирателей, есть опасение, что в Приамурье будет то же самое. - У нас около пятнадцати партий зарегистрируют списки своих кандидатов, - пояснила заместитель председателя избирательной комиссии Амурской области Лидия Бондарь. - И у каждой - по восемнадцать человек. Получается 270 фамилий! Тот, кто определился, что голосует, к примеру, за "Единую Россию", прочитает восемнадцать фамилий и кого-то одного выберет. А неискушенный в политике человек будет читать все списки. Понравится кандидат от ЛДПР, там поставит галочку, понравится от КПРФ - и тут поставит... А если человек проголосует за кандидатов от двух или трех партий, да еще при этом забудет проголосовать за саму партию, что не исключено, то бюллетень будет недействительным. Это не только затруднит работу избирательных комиссий по подведению итогов выборов, но и может привести к тому, что ни одна партия не наберет нужного количества голосов. Председатель постоянной комиссии по вопросам законодательства облсовета Сергей Степанов ратовал за "открытые" списки. Во-первых, это повышает на 10 процентов активность избирателей. Другой плюс - не руководители партий, а народ выбирает парткандидата. Избирком же утверждает: это утопия. К примеру, чтобы кандидат, стоящий в списке восемнадцатым по счету, передвинулся на первое место, он должен набрать в четыре раза больше голосов, чем руководитель регионального отделения партии. Система рейтингового подсчета очень сложна - займет у избирательной комиссии много времени. А подвижки внутри списка, если и будут, то незначительные. Это не стоит тех усилий и трудностей, которые вызовет данная процедура голосования и подсчета голосов. "Закрывать" списки партийцев никто не собирается. Избирательная комиссия предлагает: пусть все восемнадцать фамилий кандидатов от каждой партии будут указаны в бюллетенях. Но только "для сведения". А голосовать избиратели будут только за партию. С предложением избиркома согласны и все региональные отделения партий, но не депутаты. Чтобы принять поправку в Избирательный кодекс, не хватило четырех голосов. Однако избирком стоит на своем. Уже готово обращение в облсовет с просьбой о повторном рассмотрении вопроса. Скорее всего он будет внесен в повестку. Потому что в кулуарах "белого дома" уже поговаривают о том, что к обсуждению законопроекта во втором чтении надо изменить процент по прохождению партий: с трех, как у нас сейчас в Избирательном кодексе, - до пяти, как в большинстве субъектов Федерации. Или даже до семи, как в Государственной думе. Мнения по этому поводу кардинально расходятся. Одни считают, что это неправильно: чем больше партий представлено в законодательном органе, тем лучше. Если одна партия будет иметь большинство и, как Госдума, во всем станет поддерживать исполнительную власть ("полное одобрям-с"), то от этого не выиграет никто. И прежде всего сама исполнительная власть. Другие считают, что пяти-семипроцентный барьер позволит пройти в областной Совет кандидатам только от авторитетных партий, которые "более сильны идеологически и отвечают чаяниям большинства населения". У трехпроцентного заградительного барьера есть большой минус: депутатами облсовета могут стать представители тех партий, которые не получили достаточного количества голосов даже для одного депутатского места. 23 декабря состоится последнее в уходящем году заседание областного Совета, на котором должны установить дату выборов народных депутатов. Если до этого не будут внесены изменения в Избирательный кодекс Амурской области, то выборы пройдут по старой схеме.

Возрастная категория материалов: 18+