"Для чего собрались?" - спросил наш корреспондент Алексея Дурнева, первого заместителя ректора аграрного университета, на базе которого проходила представительная конференция. Ведь в последнее время, особенно после относительных неудач в сельском хозяйстве, обусловленных вмешательством климатического фактора, все чаще можно услышать от спецов такие суждения: нечего, мол, вкладывать средства в сельское хозяйство Дальнего Востока, все уходит как в бездну. Надо перепрофилироваться на иные виды деятельности. И вообще, мол, сельским хозяйством нужно заниматься только в тех климатических зонах, где растут грецкие орехи. - А для того собрались, - рассуждает Алексей Яковлевич, - что в мире происходит переоценка ценностей. Теперь роль аграрных структур видится не только в обеспечении населения продовольствием (зачастую любой ценой), но и в постоянном сохранении и восстановлении земли, почвы для воспроизводства человека и цивилизации. Ведь крестьянство - связующее звено между эпохами. Без изучения аграрных структур невозможно понять ни прошлого, настоящего, ни заглянуть в будущее. Во многом именно этим объясняется постоянно растущий интерес историков, экономистов, этнографов, антропологов к аграрно-крестьянской проблематике. Задача современных ученых, особенно молодых, - идти к объективному пониманию истории. Важно к своему прошлому относиться бережно, не разбрасываться, не ругать его походя. Давайте будем помнить известную сентенцию философа Монтеня: по тому, кто по прошлому выстрелит из пистолета, будущее выстрелит из пушки. Нам в свое время сильно "помогли забыть" о преобразованиях Столыпина, об общинах, об опыте переселения из центра России на восток. Потом был наработан другой опыт хозяйствования. А с разрушением и этого мы опять бросились в другую крайность. Пора перейти в науке от разрушений к нормальной "крестьянской работе" - перевернуть исторический пласт и посмотреть, что у нас в прошлом было хорошего. К сказанному Алексеем Дурневым добавить нечего. Действительно, ученой молодежи можно только позавидовать. Она свободна от давления официальной оценки, в состоянии дать чистый материал, свободное от идеологии знание. Потому на конференции было озвучено много действительно новых фактов из истории. Даже "аксакалы" делали для себя открытия. Ю. Осипов, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН как раз из старейшин. Вот что он говорит: - Именно амурчанам, и в частности ученым ДальГАУ, принадлежит инициатива проведения таких конференций в последние десятилетия. Они и дальше поведут этот караван. В 2006 году будет проведена уже международная конференция, посвященная 145-летию отмены крепостного права в России и 100-летию столыпинской аграрной реформы. Я знаю, что и в Японии занимаются историей фермерских хозяйств в период столыпинских реформ, и в Китае интересуются этой тематикой. Так что широкий международный резонанс будущей конференции обеспечен заранее. Что меняется в научном подходе к аграрной тематике? - рассуждает далее Юрий Николаевич. - В советский период ученых интересовало число переселившихся на восток страны крестьян, количество посевных площадей, производство сельхозпродукции. Теперь мы основное внимание уделяем человеку: как обретала себя на этой земле семья, как формировались из переселенцев династии крестьян, что с этими людьми стало. Словом, изучаем человеческий фактор в истории освоения этих земель. Имевший некоторые средства крестьянин, приехавший с семьей трудиться и жить на Дальний Восток, уже на следующий год запахивал участок, кормил семью. С голоду никто не умирал. А когда продукции стало хватать для продажи на рынке, крестьянин зажил в достатке. Пример. Одним их молоканских поселений Приамурья было село Верхний Уртуй, что в Константиновском районе. К 1890 году там проживали братья Саяпины - Ефим, Василий и Фаддей, их хозяйство состояло из 15 десятин земли. В 1908 году разделившиеся братья обрабатывали и засевали по 250 десятин каждый. А в 1917 году Фаддей засевал 512 десятин земли, из которых 280 были заняты пшеницей, остальные - овсом и другими культурами. Саяпин сдавал государству до 10000 пудов хлеба. Кроме того, имел конный завод, его лучшие лошади успешно участвовали в ипподромных скачках. А Василий Саяпин первым в 1907 году купил сепаратор. Его хозяйство - это 71 лошадь, около 50 голов скота, 12 плугов, много другой сельхозтехники. Сейчас на въезде в Верхний Уртуй слева стоит пятистенок, где живут два хозяина. Этот дом принадлежал Фаддею Саяпину. - Впрочем, будем помнить, что переселение было неоднородным и успех сопутствовал не всем, а только тем, кто отчаянно трудился. А иначе на земле нельзя. Это показал опыт переселения более позднего времени. О котором, надеюсь, молодые ученые еще расскажут с толком, с расстановкой, - заключил ученый из Владивостока.

Возрастная категория материалов: 18+