Когда он, теперь уже благовещенец, переезжал из Тынды, столько изданий, даже многотомных, пришлось оставить! Только не книги Анатолия Рыбакова, с которым старшего помощника Байкало-Амурского транспортного прокурора по судебному надзору связывало короткое, но запомнившееся на всю жизнь знакомство. - Нас свел случай, - вспоминает старший советник юстиции ныне пенсионер Ю. Бобков. - Летом восемьдесят шестого меня делегировали в Омск, на всероссийское совещание прокуроров. После деловой части, как всегда, следовала культурная. Можно было выбирать место вечернего отдыха, я поехал в драмтеатр, где тогда ставили "Детей Арбата". Причем консультировал режиссера, труппу сам Анатолий Рыбаков. Не воспользоваться такой возможностью и не поговорить с автором нашумевшего произведения было грешно. Познакомились и разговорились. - О чем? Расспрашивали о творческих планах популярного в те годы автора? Или вас, как работника прокуратуры, интересовала достоверность описанных событий? - Нет, больше говорил я. Рассказал, как на трассе БАМа мне пришлось пересказывать содержание второй части "Детей Арбата". Первую часть романа многие прочитали в журнале "Дружба народов". В мехколонне, куда я поехал в командировку, была третья часть, причем самиздатовская, то есть перепечатанная на машинке. А середины нет, но без нее как? Вот и пришлось мне на прорабском участке долгим вечером пересказывать содержание. Как сейчас помню, бамовцы слушали с интересом, под водочку и закусочку. Потом делились впечатлениями, говорили о своих знакомых, родных, которых тоже репрессировали. Рыбаков все это слушал с интересом, переспрашивал, уточнял. А потом спросил: вы не против, если мы вашу историю напечатаем? Мол, сидящий рядом парень все уже записал на диктофон. Кто бы отказался?! Сам автор просит. Но я, сознаюсь, снахальничал. Говорю: давайте баш на баш! Я вам свой рассказ, а вы мне "Детей Арбата" вышлите. На том и договорились. Обменялись адресами, телефонами. Я еще пообещал выслать писателю один документ с грифом "Совершенно секретно" за подписью Берии. Ничего особенного в том приказе не было. Речь шла об освобождении из мест заключения осужденных, которых направляли в действующую армию. В годы войны подобных приказов было много, в том числе и в Тындинском районном суде, где архив не уничтожался аж с 1931 года! Но сами понимаете, гриф "Совершенно секретно". Потому Анатолий Наумович просил не высылать, а передать ему с оказией и обещался не ссылаться на меня как источника этой информации. На том и разошлись... - ...в уверенности, что Рыбаков забудет о своем обещании - мало ли у писателя таких встреч! - Честно говоря, удивился, когда через пару месяцев получил по почте "Детей Арбата" с дарственной подписью автора. Книга сразу же пошла по рукам - видите, какая захватанная... Это было заметно невооруженным взглядом. Особенно рядом с другой, тоже рыбаковской - "Тридцать пятый и другие", хотя и ее украшал автограф писателя "Молодежи строительства БАМа на добрую память и наилучшие пожелания. 15.1.89 г." Юрий Михайлович, как и обещал, тот приказ Берии передал Рыбакову. Интересная деталь: все проходило как в детективе. Москва, звонок амурчанина писателю: мол, привез обещанное. Тот: пришлю нарочного. Прислал, но с запиской: "Прошу выдать, сохранность обеспечу. Рыбаков". Позже, через год-полтора, когда Бобков поздравил писателя с очередным днем рождения, тот поблагодарил в письме, не забыв приписать: "Спасибо за приказ, как обещал, его я уничтожил. Не тревожьтесь". Сейчас это беспокойство может вызвать легкую улыбку: мол, взрослые люди играли в конспирацию. Сейчас можно ухмыляться, но не тогда. Даже в конце 80-х в стране помнили, что такое репрессии и как работал маховик смерти в руках у Берии. Тем более знали Анатолий Рыбаков, написавший не одну книгу о сталинском времени, и Юрий Бобков. Он работал вначале судьей в Сахалинской области, а потом в Тынде, не считая прокуратуры, где "просидел на одном стуле 15 лет". Последний раз Юрий Михайлович звонил Рыбакову в 1991-м. Женский голос ответил: он в Америке. Дружба с автором его самой любимой детской книги "Кортик" прервалась. Конечно, мой собеседник не раз перечитывал "Детей Арбата". - Книга не просто интересная, а объективная. Может быть, поэтому я от телесериала не в восторге. У меня с годами сложились свои представления об этих годах, самом времени. Вареньку я видел совсем другой, а тут 30-летняя женщина играет девчушку, наивную, взбалмошную, доверчивую. Неубедительно играет. По-моему, не очень удачный подбор актеров. Сталин какой-то серый, одомашненный, плюгавенький. - Соглашусь с вами. Как вы относитесь к промелькнувшему в СМИ сообщению, что в этом фильме Сталин будет показан в эротических сценах? - Плохо отношусь! Не надо переигрывать. Популярности это телесериалу вряд ли добавит, а умных людей оттолкнет. Не нужно время подстраивать под моду. Помню, желающие выслужиться поставили, кажется, в Башкирии балет к 50-летию Советской власти. Так Сталин его запретил. И правильно сделал. Тогда порядка в стране больше было, это я вам (улыбается) как старый каратель говорю. И старый "каратель", у которого только судейского стажа 17 лет, добавил: "На улицу вечером не выйдешь. В Благовещенске давно надо порядок наводить, а в стране ввести смертную казнь. Ведь что получается? Маньяк насилует и убивает женщин и детей, шахидка совершает теракт, банда полгорода в страхе держит. А мы преступников корми, пои, лечи, обогревай до конца их жизни. Зачем же такой гуманизм к убийцам проявлять?" - Многие так же рассуждают. Не кажется ли вам, что и сейчас судебная власть выполняет волю политиков? - Выполняет. Но многое зависит от самих судей. Демократия демократией, но мягкотелость тут при чем? Такое ощущение, что судьи своими неоправданно мягкими, более того - условными наказаниями дают правонарушителям время "созреть". - Юрий Михайлович, неужели вы ни разу не подчинялись телефонному звонку из кабинета власть имущих? Мне кажется, это вообще в духе российских традиций: то взятка борзыми щенками, как у гоголевского судьи Ляпкина-Тяпкина, то сталинские "тройки", то мнение горкома... - Все зависит от самого человека. На меня тоже два раза пытались надавить. Первый раз в 1967 году, когда на Шикотане забастовали на рыбозаводе из-за увеличения нормы выработки. Потом в Тынде, когда я после совещания с заседателями отдал приказ арестовать делегата областной партийной конференции. Заведующая "блатным" магазином, продавая модный тогда кримплен, обманула покупателей на пять тысяч тех полновесных советских рублей. Был звонок из горкома: "Приказываю освободить! Нет? Тогда тебя освободим". Так в 1976 году я из суда перешел в прокуратуру. - А Шикотан? - Там закон восторжествовал, забастовавших женщин, обратившихся к нам за защитой, восстановили. Зато мне и прокурору Мазуру вынесли на бюро райкома строгий выговор с занесением в личную карточку. Знаете, что нам было записано? "За злоупотребления служебным положением, приведшие к порче фляги молока". - Забастовка на рыбозаводе... При чем тут фляга молока? - Мы же ездили разбираться на остров, пока людей расспрашивали, молоко, что было в лодке, скисло. Нам было бы не до смеха, не получи забастовка большую огласку и не запасись я нужными документами. Вопрос потом ставился на бюро обкома партии, а в моем личном деле появилась еще одна строчка - "Запись произведена ошибочно". - Так неужели за 17 лет судейства и 15 лет сидения на одном стуле в прокуратуре вы ни разу не взяли взятку? - Взял! Вот она. Бобков, которого я с фотокорреспондентом безуспешно уговаривала надеть форму с полковничьими погонами, протянул нам... сборник стихов Льва Ошанина. И тоже с дарственной надписью "Судье Юрию Бобкову от автора друзьям. 14.VII.64." Оказалось, дело было в Южно-Курильске. Мой собеседник вместе с женой, ныне покойной, поехал на мотоцикле за ребенком. Они остановились у моста. И, как на грех, их люльку помял сдававший назад горкомовский уазик. ДТП? Конечно, но все уладил вышедший из машины гость - поэт Лев Ошанин, подарив на память пострадавшим свою новую книгу. В домашней библиотеке благовещенца, заметно уменьшившейся после переезда из Тынды, есть еще один раритет местного масштаба - книга "Война за океан" Н. Задорнова. Там такая запись автора: "На память о встрече в библиотеке, работники которой разрешили вам (вопреки закону) получить эту книгу". Юрия Михайловича библиоманом никак не назовешь. По его признанию, запоем никогда не читал, собирательством не увлекался. Но тогда было на всех одно увлечение - тяга к знаниям. На подписки тратили чуть не ползарплаты, литературные журналы умоляли дать хотя бы на ночь, был в особом почете "самиздат". А сейчас? Ответ вы знаете. Не буду перечислять порочные привычки вроде тяги к спиртному, но тысячу раз прав герой фильма "Москва слезам не верит", сказавший фразу: "Будет одно сплошное телевидение". Этот всевластный божок усиленно кормит нас то бразильским "мылом", то ментовским вперемежку с голливудским. И лишь изредка угощает хорошей классикой. Типа "Детей Арбата", которыми зачитывались думающие четверть века назад и которые теперь подают перед сном предпочитающим телевизор книге.

Возрастная категория материалов: 18+