Не может мужик спокойно к сердцу принимать любую, даже самую малую несправедливость. Сразу взвивается, губы в линейку, глаза, как буравчики, становятся и - понес по кочкам! Я, зная его натуру, научился кровавых рубок избегать, хотя, бывало, подолгу дулись друг на дружку за неадекватность мнений. Однажды пару лет из-за какой-то сущей безделицы только сухо раскланивались: - Здра-с-сь... А сколько людей при одном только упоминании о нем глаза округляют: - Афанасьев? Да я ему при встрече руки не подам!.. Да ты знаешь он какой? Конечно, знаю. Как знаю и то, что Петрович по причине своего характера сам не каждого рукопожатия удостоит. Я понимаю этих людей - трудно перенести спокойно, когда тебе в лицо говорят, что человечишка ты мерзопакостный по такой и такой причине. Однако Афанасьев-то тут при чем? Он просто свое мнение имеет и высказывает. Он порой и себе такие оценочки выдает, что только головой покачаешь - ну и ну! Однажды забавный и вместе с тем поучительный для меня случай произошел. Спросил я Владислава Петровича, кто, по его мнению, у нас в Амурской области самый талантливый художник. Афанасьев вздернул брови: - Ты не знаешь? - Нет. - Владислав Петрович Афанасьев. - Ты это серьезно? - Вполне! И тут Петрович преподал мне урок, сказав, что надо обладать тактом динозавра, чтобы спрашивать у творческого человека, неважно, артист он, журналист или художник, - кто самый талантливый. Потому что любой творец считает себя первым. Я тогда не очень поверил Афанасьеву. Но по жизни понял: так и есть. Только очень обласканные и признанные на высоком официальном уровне творческие личности позволяют себе снизойти до похвал нижестоящим коллегам. И то не преминув при этом отметить свой вклад во взращивание таланта. Но все же как-то раз "дожал" я его вопросом о самооценке. И увидел его некоторое смущение: - Черт его знает. Порой маюсь над чем-то и кажусь себе такой бездарью - удавил бы! Но когда все клеится - вроде вполне приличный я художник. Объективности ради пытаюсь размышлять. Картины мои экспонируются на разного ранга выставках - от областных до международных. Отзывы хорошие. Полотна покупают. Значит, как живописец я состоялся. Но знаю другое: стоит только себя на полпальца над остальными вознести - все, пропал художник! Потому что творец ты только до той поры, пока лавровым веночком не стал прикрывать лысину, пока в силах оттрепать себя за уши - не задирай нос, не задирай!.. Как сам оцениваю творчество Петровича? Признаюсь честно, я не великий знаток живописи. И судить о работах Афанасьева могу только на уровне "нравится - не нравится". Так вот, мне его картины нравятся. Особенно его серия "Благовещенские дворики". Миром, покоем и тихой грустью веет от этих картин. Но и портреты пограничников - тоже хороши. Удалось Афанасьеву показать дальневосточную границу в лицах. Его чукотская серия - это уже совсем другое. И по исполнению, и по настроению, и по цветовому решению. Что, на мой взгляд, особенно примечательно в работах Афанасьева: все персонажи его полотен - не одноликая людская масса в национальных одеждах. Каждый - личность с ярко выраженным характером. Вот мудрый, обремененный нелегкими думами глава рода, вот бесшабашный весельчак парнишка-оленевод, а это чем-то смущенная молодайка. К слову, о Чукотке. Надо быть Афанасьевым, чтобы от домашнего уюта, нормальной студийной работы и недалеких выездов на этюды взять и рвануть на край света, в непривычный быт, бураны и дикий холод. Конечно, у нас тоже не Канары, но Чукотка!.. Вообще-то все было не с бухты-барахты. В 63-м году Афанасьев умудрился на перекладных совершить "круиз" от Владивостока до Мурманска. Дожидаясь на Чукотке оказии - судна ледового класса для дальнейшего плавания, он заинтересовался этим краем. Более того, влюбился в его суровую красоту, в его удивительно добрых и своеобразных людей. Итогом такой влюбленности стали восемь поездок на Чукотку. Их было бы больше, но вмешалась перестройка, нанесшая сокрушительный удар по благосостоянию художника. К счастью, он успел проехать все побережье, жил подолгу в тундре в самых глухих местах. Итог - картины, картины, картины... Многих уже нет - разошлись по белу свету. Есть даже в художественном музее Израиля. Утомленные жарким климатом израильтяне пожелали иметь в картинной галерее холсты о стране снегов и запредельных морозов. Несколько полотен для музея в Анадыре приобрел губернатор Чукотки Роман Абрамович. Остальные Афанасьев бережет для благовещенского художественного музея, которого пока нет, но Петрович носится по инстанциям с идеей о его открытии. Перестройка здорово дала под дых мастеру. Все творчество встало колом, и речь шла не о новых картинах, а о куске хлеба. Накоплений он никогда не делал - что зарабатывал, то и тратил с легкостью невероятной. Одна Чукотка что ему стоила! В начале девяностых, к торгашескому бизнесу не приспособленный, он не пробовал "коммерсировать". Подался в извоз. Благо была видавшие виды "японка". И долго бы он "таксовал", пока не нашел востребованности в качестве ...скульптора. Тут тоже целая история. Еще до крутых перемен в нашей жизни озаботился Афанасьев таким несправедливым фактом: почему в Амурской области, богатой героическими и прочими историческими деяниями, так мало памятников нашим знаменитым землякам? Почему нет памятника хотя бы основателю Благовещенска Муравьеву-Амурскому? Пошел в обком партии к секретарю по пропаганде Федину. Василий Максимович от негодования чуть со стула не взлетел: - Ты в уме? Памятник царскому сатрапу?! Долго ли, коротко длились хождения Афанасьева, но памятник он выходил, когда сменилась власть. Будучи живописцем, на соавторство не посягал - мол, не мое дело. Потом, уже не помню по поводу какого памятного знака, он снова начал очередной "обход" начальства. Все склеивалось, только не находилось скульптора, который взялся бы за работу. Но тут, на счастье, в Благовещенске оказался наш известный поэт и писатель Леонид Завальнюк, а они приятели. Петрович пожаловался, такие вот дела. Леонид Андреевич лысину почесал и посоветовал художнику попробовать себя... в скульптуре. Петрович совету маститого друга внял и не прогадал. Помаленьку-полегоньку дело пошло, появились заказы, а с ними и вполне сносное житье. Конечно, все не так просто. Иной заказчик сначала одни требования к будущей работе предъявляет, а когда модель уже в глине, начинает вносить такие "поправки", что проще по-новому барельеф или бюст лепить. Кто-то недоволен выражением лица изваяния, кто-то портретного сходства не видит. Помню, года три-четыре назад влетает Афанасьев в мой рабочий кабинет и от ярости чуть не дымится. Ставит на стул нечто четырехугольное, срывает с него холстинку, и передо мной - глиняная модель барельефа с изображением покойного Василия Зарубова, несколько десятилетий возглавлявшего "Дальвостуголь". - Зарубова вылепил? - говорю. Тут входит в кабинет моя дочь Марина, тоже знавшая изображенного: - Ой, Василий Федорович! И Петровича взорвало: - А эти козлы говорят, что мало портретного сходства! Дуэтом поругали мы "козлов" - чиновников из райчихинской обоймы, и Афанасьев, разрядившись, ушел. Я же стал размышлять о причинах несправедливого "наезда". И до меня дошло, почему чиновники сходства не заметили. Они привыкли видеть Зарубова чаще всего в официальной обстановке: твердо сжатый рот, нахмуренные брови, жесткий взгляд всегда готового к противостоянию человека. А на портрете был "домашний" Василий Федорович - умудренный жизнью пожилой человек с задумчиво-ироничным выражением на лице и чуть обозначившейся полуулыбкой... Но я не удивляюсь тому, как это удается Афанасьеву увидеть "лицо не общим выраженьем". Все-таки он художник, а не равнодушный кустарь. Аналогично можно поговорить о другой работе Афанасьева - бюсте Алексея Шохина, установленном в Зее. Бронзовый лик бывшего начальника "Зеягэсстроя" - тоже не парадный портрет прославленного героя-гидростроителя с устремленным в светлое будущее взглядом, а изображение человека земного, простого и... усталого. А бюст нашему знаменитому земляку - киноактеру и режиссеру Валерию Приемыхову, поставленный в сквере возле Дворца культуры профсоюзов в Благовещенске, видели? Так вот, он ни много ни мало породил традицию: в первый день кинофестиваля "Амурская осень" его участники приходят к этому памятнику, возлагают цветы, говорят соответствующие моменту речи. И всегда слова признательности обращают к автору этого памятника - скульптору Афанасьеву. Будь что не так, артисты такое бы сказали ваятелю... Между прочим, в том сквере появится к следующему кинофестивалю еще один памятник - Петрович работает над бюстом другого нашего знаменитого земляка - кинорежиссера Леонида Гайдая. Я было начал подсчитывать, какие и кому скульптурные изваяния художник посвятил, и сбился. Немудрено. Афанасьев своими твореньями проник уже и за пределы области. Биробиджанцы, например, пригласили его участвовать в создании памятника замечательному еврейскому писателю Шолому Алейхему. Работа эта коллективная. Одно из главных дел - вывести пропорции скульптуры и вылепить ее эскиз - поручили Афанасьеву. Вывел, вылепил, отвез. Заказчик доволен и премного благодарен. Зато с памятником другому великому человеку - первосвятителю Иннокентию, который Петрович мечтает видеть на берегу Амура, не задалось. Никак не может найти скульптор взаимопонимания с Благовещенской епархией. Естественным было мое любопытство, почему это он - живописец, ударившись по нужде в скульптуру, не вернется снова к картинам? Жизнь вроде помаленьку налаживается... - Знаешь, что говаривал Александр Третий-миротворец, заставляя свое многочисленное потомство кушать гречневую кашу? "Надейтесь на лучшее, но готовьте себя к худшему". Вот и я живу по такому принципу: уж больно время у нас нестабильное. Но дело не в этом. Боюсь беспамятства, которое сейчас усиленно вбивается. Хотят, чтобы мы забыли историю своего народа, государства, великой страны под названием Советский Союз, чтобы забыли о прежней жизни, когда ложились спать без тревоги о завтрашнем дне. Люди противостоят этому натиску, я в их числе. Пусть мои силы невелики, но своими работами напоминаю всем о нашем великом прошлом. Я не бросил живопись, пишу помаленьку. Но в данный момент я как скульптор нужнее. Жизнь горит, как факел, не успеешь оглянуться - сгорела. Что осталось от человека? От одного - свет, от другого - копоть. Кто как жил, тот так и горел. Очень хочется, чтобы от меня остался свет. Хоть малая искорка.

Возрастная категория материалов: 18+