Поэтому следующий фильм нуждался в совершенно новом подходе. По крайней мере, если создатели рассчитывали на успех, а не на очередной боевик с националистической тематикой. Зрителю очень повезло, что режиссером фильма "Мой сводный брат Франкенштейн" выступил Валерий Тодоровский. От успешного продюсера (достаточно упомянуть "Идиота" с Евгением Мироновым), от режиссера "Любовника" с Янковским и Гармашем наивно было бы ожидать посредственной "войнушки" или очередной мясорубки. Фильм получился. Довольно неожиданный подбор актеров: хотя бы попробуйте вспомнить, когда вы в последний раз видели Леонида Ярмольника не в комедии? (Затянувшиеся съемки "Трудно быть богом" по братьям Стругацким в счет не идут - в премьеру долгожданного блокбастера мало кто верит.) Плюс Елена Яковлева, не очень сумевшая избавиться от образа Каменской, но при этом очень гармоничная в своей роли. И потрясающий центральный образ в исполнении Даниила Спиваковского, который в кино до этого отметился в далеко не высокоинтеллектуальных сериалах "Две судьбы" и, страшно сказать, "Воровка". Возвращение незнакомого сына Незамысловатая сюжетная линия - старый добрый ход киношников, рассчитанный на максимальное внимание зрителя к смыслу ленты. Тодоровский выбрал этот путь, как мне кажется, руководствуясь темой фильма - чем глубже зритель заглянет в пропасть, тем лучше поймет ее бездонность. Обычная российская семья. Отец и муж Юлик (Ярмольник) - не самый успешный ученый, подрабатывающий в научных журналах. Мать и жена Рита (Яковлева) занимается операциями с недвижимостью. Двое детей: мальчик-девятиклассник, ученица начальной школы. Обычная московская семья с квартирой, машиной и спокойной жизнью, если таковая возможна в столице. Крест на вялотекущей жизни ставит появление внебрачного сына Юлика. Павлик Захаров - результат несерьезной связи главы семьи с раздатчицей пищи в каком-то студенческом отряде, которая приключилась около двадцати лет назад. Мать Павлика умерла, когда сын проходил срочную службу. В Чечне. Словом, контуженный парень, лишившийся к тому же левого глаза, приезжает к единственному родному человеку - отцу, с которым они никогда не виделись. Нельзя сказать, что семья очень рада пополнению, Юлик вообще до последнего не признает сына, и в дом Павлика приводит Рита. И течение жизни московской семьи головокружительно меняет скорость и направление. Павлик вернулся с войны только физически. Разум остался в горах и долинах "свободной Ичкерии". Поэтому в столице с ее дворцами, фонтанами и супермаркетами Павлик продолжает воевать. Только теперь на его плечах лежит "ответственность" за обретенную семью. А то, что семья не верит в опасность - так это лишь повод к повышенной настороженности. Начинается бег наперегонки. Пока Павлик несколько раз в день обходит дом, учит детей осторожности и мечтает вставить бриллиантовый глаз взамен выбитого, Юлик и Рита пытаются вернуть жизнь в привычный формат. Способы используются разные - Рита договаривается об устройстве парня в стационар для побывавших на войне, средний сын Егор, желая оставаться старшим, подговаривает друзей избить и напугать Павлика, а Юлик, в конце концов, вывозит нежеланного сына за город, как непослушное домашнее животное. Загляни в глаза чудовищ Печальный финал фильма предсказуем, как и основные повороты сюжета. Это абсолютно не мешает смотреть его, не отрываясь. Война без врагов, без автоматных очередей и грязных окопов, но все-таки война по всем правилам - беспощадная, бескомпромиссная и абсолютно бессмысленная. Павлик не может жить в городе, как другие его жители. Не может ездить на работу в метро, на ходу глотать фаст-фуд и посещать ночные клубы с выпившими девушками. Где-то, за пеленой бреда, он мечтает о нормальной жизни. Но как? Глаз ему нужен именно бриллиантовый - он часами стоит у витрин ювелирных салонов. Автомастерскую планирует открыть с боевым товарищем, ждет его ежедневно на вокзале, хотя знает, что друг погиб в бою. В кругу друзей Юлика и Риты он улыбается, выпивает, а затем вдруг начинает рассказывать чудовищный эпизод оттуда, из другой жизни. Юлик по ходу фильма признает сына в этом несчастном, нервном и спокойном одновременно молодом человеке. Он сочувствует ему, но понимает, что не такого сына согласен полюбить, поселить в своем доме, дать ему поддержку, заботу и тепло. Государство одной мятой повесткой превратило Павлика в монстра - в понимании обывателей. Боевой командир (короткая роль потрясающего Сергея Гармаша), на помощь которого надеялись новые родители, моментально принимает реальность Павлика и уже вместе с ним ищет несуществующих "духов" в доме. Выход попросту отсутствует. В названии кинокартины слово "Франкенштейн", по-моему, несет не совсем правильный смысл. В книге Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей" так зовут полусумасшедшего ученого, создавшего искусственного человека, который вызывает у людей ужас и отвращение. Павлик - такой же. А Франкенштейном его назвали друзья Егора по незнанию. Работа Валерия Тодоровского получила награды "Кинотавра" и кинофестиваля в Карловых Варах. Естественно, подверглась неоднозначной критике. Можно говорить и говорить о фильме, пока обычные молодые люди вновь и вновь попадают на конвейер, где из них делают не героев, а изгоев. Афганский синдром сменился чеченским. Этот сменится каким-нибудь еще. Режиссер хотя бы попытался доказать зрителю - abissus abissum invocat. Что значит - бездна взывает к бездне. Кто откликнется?

Возрастная категория материалов: 18+