Камнем преткновения стал вопрос о том, какие льготы выплачивать деньгами, а какие сохранять в натуральном виде. Известно, что в соответствии с законом льготники разделены на две группы. Для первых льготы финансируются из федерального бюджета. Сюда включены инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей тех, кто погиб на фронте, герои Советского Союза, Российской Федерации, Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Славы, ветераны боевых действий, а также члены семей тех, кто погиб в горячих точках. Далее те, кто служил в воинских частях в годы Великой Отечественной, несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, блокадники, а также инвалиды первой, второй и третьей группы. В это же число входят чернобыльцы и приравненные к ним категории граждан. К региональным льготникам относятся ветераны труда, участники трудового фронта и граждане, пострадавшие от репрессий в сталинские годы. Забота о них - это обязанность властей субъектов Федерации. Известно, что в отношении федеральной категории проблема с льготами решена. Часть льгот им компенсируется выплатами, но отдельные виды социальных услуг, предоставляемых государством, в течение следующего года сохраняются в прежнем натуральном виде. Имеются в виду скидки по оплате "коммуналки" и так называемый социальный пакет, в который входят, в частности, приобретение лекарств по сниженной цене, бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте и т. д. У региональных льготников ситуация складывается несколько иначе. В соответствии с законом местные власти сами решали вопрос, сохранять ли им натуральные льготы или же заменить их денежными компенсациями. В последнее время они усиленно занимались тем, что сводили дебет с кредитом, пытаясь рассчитать те суммы, которые им следует заложить в бюджеты для своих льготников. В итоге получилось не слишком шикарно, а в ряде регионов при монетизации объемы выплат оказались и вовсе копеечными. Тем не менее они предпочли перевести все льготы (кроме ЖКХ) в денежный эквивалент и выдать на руки деньги. Однако заложенные суммы в итоге оказались несопоставимы с реальной стоимостью услуг по предоставляемым льготам. В качестве примера можно привести ситуацию с поездками в пригородных поездах. У федеральных льготников эта услуга входит в определенный законом социальный пакет, то есть сохраняется в натуральной форме, потому что российским правительством был заключен соответствующий договор с железной дорогой, в котором проезд льготника оценивается в сумму 40 рублей в месяц. Таким образом, почти 15 миллионов россиян, относящихся к льготникам федерального уровня, могут спокойно ездить в пригородных поездах, как раньше, бесплатно. Они просто приходят в кассу и предъявляют необходимые "корочки" (удостоверение личности и документ, подтверждающий право на льготы), по которым им выдают бесплатный билет. Если же предполагаются частые поездки, то можно сразу получить проездной на один, два или даже три месяца. Заметим, что в нашей стране есть и другие "бюджетные пассажиры". Это сотрудники силовых ведомств (МВД, Минобороны и т. п.), а также студенты и школьники, проезд которых по железной дороге регламентируется другими законами, и в данном случае речь о них не идет. У субъектов федерации в отношении льготы (для региональной категории льготников) на пригородный железнодорожный транспорт было два пути. Либо эту льготу "монетизировать", включив ее в общую сумму компенсации, либо сохранить для своих ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных возможность льготного проезда. Региональные льготники во многих субъектах должны будут с нового года покупать билеты на пригородные поезда полностью за свой счет. Взамен они получают компенсацию, куда включена и "монетизированная" услуга за пользование пригородной железной дорогой. И все бы ничего, да только сумма компенсации слишком незначительная. Конечно, многие региональные льготники не ездят на электричках, и вроде как они остаются в выигрыше. Но стоит ли называть выигрышем те копейки, которые даже в самой бедной семье погоды не сделают? Кроме того, всякое в жизни бывает. Сегодня электрички не нужны, а завтра они могут понадобиться. Возникнет, например, необходимость съездить по железной дороге в соседний город. А возможно, ездить постоянно. Ведь с мая начинается огородный сезон, и количество людей, в том числе из числа льготников, пользующихся электричками, существенно возрастет. Увеличатся и очереди. Раньше чуть ли не каждый второй пассажир электрички спокойно проходил по своему удостоверению прямо в вагон. Теперь же хвосты очередей могут заметно подрасти. Конечно, региональные льготники, в большинстве своем люди старшего поколения, привыкли за годы советской власти к очередям, но вряд ли сейчас они испытывают по ним сильную ностальгию. Да и остальным пассажирам это радости не добавит. Не стоит забывать и о том, что выплаты по льготам будут производиться не сразу, а через какое-то время. В то время как ехать на электричке, возможно, придется уже сейчас. Да и получение денег, увы, нередко связано с нервотрепкой. В итоге проблем набирается столько, что говорить, будто регионы грамотно разобрались с льготами на пригородные перевозки, - значит сильно кривить душой. Похоже, что законодатели предпочли решать эту задачу, как говорится, чохом, не учитывая нюансы. Сразу вспоминается Лев Николаевич Толстой с его бессмертным "гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Хотя "овраги" эти они вполне могли обойти, взяв на вооружение опыт регионов, которые предпочли использовать другую схему. Ряд субъектов Федерации сохранили для своих льготников бесплатный проезд на электричках. Они заключили договор с железной дорогой, и те выплаты, что положены льготникам на проезд в пригородном транспорте, администрация региона перечисляет железнодорожникам. То есть по сути дела уравняли их в правах с федеральными льготниками, и теперь их старики не чувствуют себя ущемленными, имея возможность в любой момент проехаться на электричке, не неся никаких расходов. Этой схемой, кстати, и решается отчасти проблема очередей, поскольку не приходится бабушкам свои копейки пересчитывать возле окошечка кассы, задерживая остальных пассажиров. А если им необходимо ездить часто, то они сразу могут взять проездной на весь месяц. И не будут потом жаловаться на жизнь кассирам, контролерам или проводникам, которые здесь абсолютно ни при чем. Да, эти регионы отказались от выплаты живых денег, но зато позаботились о живых людях. Наши власти, выбрали путь сохранения льгот и, надо отдать им должное, поступили в этом вопросе наилучшим образом. Сохранив натуральные льготы, они тем самым уравняли своих ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных с федеральной категорией. Это решение позволило им выиграть сразу по двум направлениям. Во-первых, соблюдена социальная справедливость. Наших ветеранов труда, участников трудового фронта и граждан, пострадавших от репрессий не стали лишать права льготного проезда на электричках. Для них все осталось, как и было раньше. Известно, что пожилые люди тяжело переносят вообще любые новшества, а те, что создают им дополнительные неудобства, и подавно. Ведь в случае "монетизации" льготы на железнодорожный проезд пригородного сообщения, нашим старикам пришлось бы покупать билеты за свои кровные. И те средства, как уже говорилось, которые бы им выдали в качестве компенсации по этой льготе, расходы на электричку никоим бы образом не окупили. Во-вторых, наши власти не стали создавать лишних неудобств для наших стариков. Ведь компенсации еще надо получить через определенный срок. В то же время, всегда может возникнуть ситуация, когда ехать надо уже сейчас. Словом, налицо ряд преимуществ, которые получил наш регион, сохранив льготу на проезд в электричке. Единственно, что беспокоит - это затягивание с подписанием как самого закона, так и договора с железной дорогой. Через два дня новый год и получается, что наши региональные льготники оказываются как бы в подвешенном состоянии. То ли льготы уже есть, то ли еще нет. В итоге получается излишняя нервотрепка и головная боль, которая нашим региональным льготникам, учитывая их возраст, наиболее противопоказана.

Возрастная категория материалов: 18+