Станислав Горянский: Депутаты идут на компромисс, если это на пользу амурчанам

Наступающий год будет знаковым для областного Совета и, в частности, для его председателя Станислава Горянского: предстоят выборы. Станислав Горянский уже дважды избирался народным депутатом, восемь лет занимается законотворческой работой, три из них - возглавляет амурский парламент. Настало время подвести итоги.

- Станислав Игнатьевич, охарактеризуйте год уходящий и свой первый год работы в областном Совете, если помните. - Отлично помню. В марте 1997-го я был избран депутатом. В апреле на организационной сессии меня выбрали председателем постоянной комиссии по законодательству, вопросам местного самоуправления и регламенту. Я переехал в Благовещенск и активно включился в работу. Депутатские обязанности для меня были не новы: с 1979 года избирался депутатом Михайловского райсовета. Но масштабы конечно, несоизмеримы. Там мы принимали нормативные акты, а здесь уже законы. Другая ответственность, другие подходы. Скажу так: легких лет работы не было никогда. Сегодня трудность состоит в том, что реформы углубляются. К сожалению, они далеко не всегда на пользу простому народу. Недовольство людей растет. И этого не скроешь. Если верить официальной статистике, 223 тысячи человек в Приамурье живет за чертой бедности - практически каждый четвертый. Это довольно серьезно. На днях заместители губернатора отчитывались перед журналистами на пресс-конференции. Было сказано, что дотационность у нас сокращается. Я к этому отношусь скептически. Ситуация в Амурской области сложная и в экономической, и в социальной сфере. Тем более что недавно Госдума приняла ряд очень серьезных федеральных законов. Не буду их называть, они уже оскомину набили. Это реформирование в целом государственных устоев. Ответственность требуется огромная, чтобы не наломать дров. Поэтому нынешний год был очень напряженным. Переданы новые функции на региональный и муниципальный уровни власти. При этом дефицит бюджета у нас сегодня официально миллиард с небольшим - 15 процентов. Это то, что нам разрешает федеральное законодательство. А если говорить реально, то порядка полутора миллиардов - примерно 23 процента. На муниципальном уровне дефицит бюджетов тоже очень серьезный. Официально только 10 процентов, так закон требует. Но реалии жизни показывают совершенно иную картину. У некоторых муниципальных бюджетов дефициты доходят до пятидесяти процентов. Вот при таких финансовых и материальных возможностях нам сегодня приходится работать. Хлопать в ладоши и лукавить не советовал бы никому: люди не слепые, все видят. Может, я грубовато скажу, но здравомыслящие экономисты должны объективно показывать рост экономики - не в финансовом выражении, а в натуральном. У нас привыкли хвалиться: на двадцать рублей мы стали больше получать, как здорово живем! А насколько инфляция поднялась за этот период реально, какие потери несет экономка и социальная сфера, об этом всегда тишина: табу - и на федеральном уровне, и на региональном. Надо от этого уходить. Я с людьми много встречаюсь, все это понимают. - Каковы плюсы и минусы нынешнего созыва депутатов облсовета? Есть ли принципиальные отличия от предыдущих? - Есть. В депутатском корпусе второго созыва было больше людей, как говорится, от земли и производственников - бывших руководителей совхозов, колхозов, предприятий. Это люди, воспитанные еще советской системой хозяйствования, грамотные, принципиальные. Может, поэтому мы не всегда ладили с администрацией. Сегодня пришли более молодые коллеги, с уклоном в рыночные отношения. Что это такое, думаю, все понимают. При принятии решений иногда нет той принципиальности, которая была присуща прошлому созыву. Динамика показывает, что сегодня исполнительная власть пытается доминировать. И этому способствуют некоторые наши коллеги, голосуя, как прикажут сверху. Сегодня в депкорпусе немало предпринимателей. Некоторые приходят сюда лоббировать свои или корпоративные интересы. Особенно это проявлялось в самом начале работы третьего созыва. Но нам удалось придавить амбиции отдельных представителей бизнеса. Со временем люди все-таки поняли, что должны делать и вообще что такое законодательная власть. Сегодня депкорпус в целом работает слаженно. Стараемся защищать интересы жителей области. Например, новые федеральные законы исключили такое понятие, как северный завоз. Но мы тем не менее в бюджете-2005 оставили порядка 80 миллионов на эти цели. - Что не удалось сделать и почему? - Не удалось кардинально изменить ситуацию в экономике Приамурья. Подчеркиваю, наша область высокодотационная. Не имея финансовых возможностей, мы кардинально повлиять на развитие производства не можем. В облсовет поступает много материалов от амурчан, которые возмущены тем, что все растаскивается, разворовывается. Считаю, что департаменту экономики обладминистрации следует вмешиваться в дела акционерных обществ, вносить свои предложения и сообща заниматься производством. На днях прочитал новогоднее блицинтервью. Второе лицо исполнительной власти области - заместитель губернатора Сергей Максимов сказал: если бы у меня была волшебная палочка, то взмахнул - и появился бы мост через Амур, чтобы вывозить с территории Амурской области руду в Китай. Меня это шокировало. Все, кто действительно занимается экономикой, думает, как развивать производство. Исполнительная власть должна заниматься инвестиционной и инновационной политикой. И президент об этом сказал недавно на встрече с Германом Грефом. Владимир Путин потребовал от правительства срочно завершить подготовку программы перехода к инновационной экономике, подразумевающей, в частности, создание высокотехнологичных зон, а также решить вопрос о создании налоговых льгот для этих зон. Речь шла о том, что мы здесь будем строить металлургический завод на основе руд Гаринского месторождения. И для этого есть возможности - у нас две ГЭС, электроэнергии достаточно. Когда я был на Харбинской ярмарке, там прозвучало, что и китайская сторона заинтересована в строительстве этого завода. Какая-то пекинская компания намеревалась выступить инвестором. А сегодня вдруг предлагают руду вывозить. Если администрация области действительно так считает, то ее надо кардинально поправлять. - Что имеет больший эффект для экономики социального развития области: согласие двух ветвей власти, их противостояние или самостоятельность каждой? - Все три элемента присутствуют. По Конституции каждая ветвь власти самостоятельна. Противостояния не должно быть, и мы старались работать без конфронтации. А вот противоречия неизбежны. Да, у нас были трения. Если кого-то это шокировало, то это просто непонимание роли органов власти и государственной жизни. Должно быть и согласие. И мы шли на компромиссы с администрацией области. Но, подчеркиваю, если это было на пользу жителям области. - Избирателей раздражает пассивность некоторых избранников. Многие даже не являются на заседания. Может, следовало ежемесячно публиковать индивидуальные отчеты каждого депутата: принимал ли он участие в диспуте, с какой инициативой выступил... Ведь пройдет еще три месяца, и люди опять будут выбирать кота в мешке. - Я с вами на сто процентов солидарен. Конечно, необходимо показывать в средствах массовой информации - не только областных, но и муниципальных - роль буквально каждого депутата. Тогда это будет дисциплинировать. К сожалению, некоторые депутаты у нас, как ясно солнышко. Один может две сессии пропустить, потому что его учреждение не финансируют. Другой обиделся, что его предприятию какой-то льготой не помогли, и не является на заседание. Есть коллеги, для которых их бизнес дороже депутатских обязанностей. Начинается сессия - один заявляет, что ему надо ехать в Пекин, другой: "А ко мне приехала делегация"... Спрашивается, вы зачем сюда пришли? Работать. Вот и работайте! Некоторые идут в Совет (и даже не скрывают этого) за депутатской неприкосновенностью. Таким скажу: да, она в законе прописана. Но сегодня по требованию прокурора, если кто-то где-то оступился, трое судей могут принять решение об отстранении такого депутата от должности и дать право прокуратуре проводить следственные мероприятия. - Мне стало известно, что за нецелевое использование бюджетных средств возбуждено уголовное дело в отношении депутата Шалимова. Он находится в бегах, и объявлен в розыск. - Есть прецеденты. Так что я хочу упредить тех, кто думает, что может спрятаться за депутатский мандат: не получится! - О ком из сотоварищей вы можете сказать: люди в нем не ошиблись? - Мое мнение может не совпадать с мнением избирателей. Тем не менее я бы отметил Геннадия Иванова, который работает уже третий созыв и за селян стоит горой, Николая Змушко, Наталью Пугачеву. Алла Солдатова печется за свой округ. Виталий Кожевников имеет большой производственный опыт всегда и принципиально ставит вопросы на заседаниях. Николай Бобрышев поднимает проблемы северян и золотодобытчиков. Александр Колядин всегда до конца отстаивает интересы местного самоуправления. Юрий Щербаков, начальник Тындинского отделения ДВЖД всегда активен. - Каков результат дней облсовета в городах и районах области? Что конкретно было включено в бюджет-2005 после этих поездок и встреч с избирателями? - Мы провели такие дни уже в тринадцати районах и городских муниципальных образованиях. Информируем, чем занимается областная власть, рассказываем о новых законах, проводим определенный ликбез. Эта форма работы очень действенная даже с этой позиции. С другой стороны, такие поездки много дают и самим депутатам - это познание Амурской области, ее экономического и социального потенциала, проблем людских. В первую очередь люди везде поднимали проблему транспорта, особенно в сельской местности. На следующий год мы выделяем средства на пятьдесят автобусов (по два-три в каждый район) для подвоза учащихся в школы и порядка двенадцати санитарных машин для скорой помощи. В Михайловском районе в удручающем состоянии поликлиника, поэтому в бюджете-2005 в инвестиционной программе предусмотрели пять миллионов на строительство новой. Два миллиона выделили на ремонт разваленного дома Амурской машиноиспытательной станции. Решили вопросы по жилью в Тамбовке, Козьмодемьяновке и других селах. Сохранение соцкультбыта муниципальных образований - школ, клубов, больниц, жилья - сегодня проблема номер один. Мы рекомендовали областной администрации подготовить программу текущих ремонтов объектов социальной сферы. Буквально на днях я получил документы: в январе программа будет вынесена на суд депутатов. - Станислав Игнатьевич, чем, по-вашему, будет памятным год 2005-й? Пуском "Бастилии", новым рекордом золотодобытчиков или началом строительства международного моста через Амур? - Шестидесятилетием Победы советского народа в Великой Отечественной войне! Это более значимо, чем все остальное, что вы перечислили. - Как будете отмечать Новый год? - Я всегда встречаю Новый год дома, в кругу семьи. Но в этом году приглашен на новогодний прием президента России Владимира Путина, который состоится 30 декабря в Кремле. Так что впервые буду встречать Новый год в Москве. - Ваш новогодний тост? - Может, это звучит пафосно, хотел бы поднять тост за Россию, за ее благополучие. Чтобы наша страна была не сырьевым придатком, а мощным, социально защищенным, самостоятельным государством. А всем амурчанам желаю в новом году, конечно, здоровья, благополучия, мира и оптимизма!

Возрастная категория материалов: 18+