"Человек-оркестр", как его любя называют, проработал здесь 37 лет, а в конце этого года отметит свой 60-летний юбилей! Правда, внимательный коллектив недавно Анатолия Степановича очень рассмешил: приходит он на работу, а там стенная газета с поздравлениями. Счастливый билет "Анатолиев в училище много, но Кочерга у нас один - в музыку влюбленный, слухом одаренный. Дирижер он в духовом, играет он в народном. По классу домры у него лауреатов много... С днем рождения! У будущего юбиляра округлились глаза: "Да что вы, ребята... Что же вы меня раньше времени старите?" - "Извините, поторопились!" - смутились коллеги. Анатолий Степанович до сих пор смеется: "Как приятно, когда о тебе помнят и заботятся". Любовь к музыке пришла еще в детстве. "И смех и грех!" - вспоминали родители, когда на свадьбе старшей сестры маленький Толя вцепился в гармошку и... не отдавал ее никому. Спустя несколько лет в своей родной завитинской школе он с видом знатока рассказывал учителю пения, как подбирал на инструменте украинские песни - ведь отец родом с Украины. Не зная ни одной ноты, Анатолий осваивал все "на слушок", а к своему музыкальному руководителю будто липучкой прилепился. Постепенно гармошка "переросла" в баян. В старших классах он аккомпанировал школьному хору, бегал в Дом офицеров играть танцорам. "У меня два сына, третий - музыкант!" - шутил отец, но упорно пророчил Толе дорогу в механизаторы. Только все помыслы о поступлении в сельхозтехникум перебила... первая любовь Анатолия в восьмом классе. "Она" училась в самой настоящей музыкальной школе и предложила Толе проконсультироваться у опытного педагога. "У вас абсолютный слух, - заключила специалист и добавила: - Это большие возможности. Не каждому от природы выпадает такой счастливый билет". В 1961-м в благовещенском музучилище открылся класс домры. Эксперимента ради в него зачислили и Анатолия Кочергу без подготовки. Спустя четыре года он получил красный диплом - как признание, что педагоги в нем не ошиблись. Еще во время учебы музыкант объездил чуть ли не весь Дальний Восток с секстетом народных инструментов под управлением Виктора Горы - не бросать же любимое дело. В институте искусств во Владивостоке пришлось учиться заочно. - Напрасно на заочников нередко свысока смотрят, - замечает Анатолий Степанович. - Возможно, по какой-нибудь другой специальности и удается что-то списать, словчить. Только специфика музыки такова, что программу требуется играть перед всеми на сцене. Тут уже никуда не спрячешься и не обманешь. Так что мне никаких поблажек не было! Зато штат музучилища с радостью принял на работу своего старательного выпускника. Сколько концертов за эти годы дали творческие коллективы Анатолия Кочерги - секстеты, квартеты, оркестр народных инструментов, художественным руководителем которого он был десять лет, - не сосчитать. - Последний коллектив мне пришлось оставить... - с грустью вспоминает руководитель. - Трудно сразу два оркестра вести да еще и преподавать. Такая у музыкантов профессия - всю жизнь приходится что-то совмещать. В Амурской области нас мало. В итоге, получается, бегаем туда-сюда, а во время больших концертов происходят накладки. Своими успехами и победами на пути служения музыке Анатолий Степанович не хвалится, но все-таки о многом вспоминает не без удовольствия. Чего стоило только уникальное содружество писателей и музыкантов - Олега Маслова, Игоря Игнатенко, Валерия Побережского, Николая Воронина... Вместе с ними маэстро исколесил всю область с концертами. А разве забудешь, как его собственное детище - квартет народных инструментов училища - в 2001 году стало лауреатом на втором международном конкурсе молодых исполнителей во Владивостоке. И это на фоне сильнейших коллективов из Японии, Монголии и со всей России! Последние 16 лет жизненным импульсом для музыканта стал духовой оркестр училища, для которого он и художественный руководитель, и дирижер. - Без этого оркестра себя уже просто не мыслю! Он единый сложный организм, с которым так интересно работать. В народном оркестре все-таки проще - как балалайку настроил, так она и звучит, а здесь все сказывается, начиная от интонации звука. Но главная трудность в том, что оркестр наш учебный. Каждый год приходится лишаться нескольких оркестрантов-выпускников, и образуется вакуум, который нужно заполнять снова и снова... Фортепьяно, домра, балалайка, туба, контрабас сегодня Анатолию Кочерге одинаково послушны. "Главным для себя считаю, конечно, домру, ведь она в дипломе указана. Остальное уже по случаю - играть некому, а надо. Вот и берусь! Жизнь заставляет. Например, так я столкнулся с духовыми инструментами, - вспоминает Анатолий Степанович. - После института меня взяли в оркестр ДВОКУ. Пришлось тромбон осваивать, через год я уже партию играл. Потом как-то в училище (у нас оркестр маленький) понадобилась балалаечка. Играть на ней было некому. Взялся я и за этот инструмент. Конечно, какие-то навыки уже были, но в оркестровой партии лучше не шутить. Не дай бог, студенты скажут: "Халтурщик". Ученики - моя гордость! Сколько за этими словами Анатолия Кочерги кроется терпения, любви и огня, знает только он. Очень непростое это дело - растить таланты. Цепким взглядом маэстро с ходу подмечает студентов перспективных, одаренных, хотя и обучает всех подряд. - Без фанатизма, любви к инструменту и избранной профессии ничего значительного не выйдет, - уверен - Анатолий Степанович. - Правда, отсев бывает редко - когда в ученике ошибаешься. Ведь из музыкальной школы некоторые ребята выходят попросту натасканными. Главное правило в обучении, полагаю, для всех одно: не навреди! Если начать с ходу подстраивать ученика под себя, можно и дров наломать. Так что подход к первокурснику нужен легкий, без надрыва. На пройденный в педагогике путь преподаватель-домрист оглядывается с гордостью. Из 49 его выпускников на сегодняшний день пятеро получили красные дипломы. Многих судьба разбросала по всей России, но большинство все-таки в области пригодились. Теперь они директора музыкальных школ и руководители самодеятельных коллективов. За последние несколько лет шесть учеников Анатолия Кочерги становились лауреатами региональных и международных конкурсов. "У вас столько возможностей поступить в вузы Новосибирска, Красноярска, Москвы - только не ленитесь, занимайтесь!" - напутствует он абитуриентов. Жаль, не на всех высокие перспективы производят должное впечатление. - Ты что же гармонию пропускаешь, для музыканта эта дисциплина сродни высшей математике! Попробуй потом пробелы наверстать! - негодует преподаватель на нерадивых. В ответ может услышать: - Подумаешь! Просто проспала... "Подкручивать гаечки" любителям поспать - его работа. Но бывает, никакие доводы Анатолия Степановича до цели просто не доходят, остается только разводить руками. Такие непробиваемые, "бронетанковые" студенты как будто сами себе в жизни роют яму, и пониманию и терпению их преподавателя невольно позавидуешь. - Некоторые только к третьему курсу "просыпаются". Так что потом во владивостокскую академию поступают с тройками... Все потому, что в последние годы там недобор на всех кафедрах. А ведь у них министерская аттестация, вот и приходится брать всех подряд. На слезы и обиды "халтурщиков" ("А за что вы мне на госэкзаменах тройку поставили"?) доводов у Анатолия Степановича целый воз: "Давай вспомним, чем ты занималась на первом и втором курсах! За инструмент взялась всерьез только на четвертом..." Одна из разобиженных студенток и вовсе перестала с ним здороваться. Сколько времени прошло, пока поняла, что не дурному учит и требования выдвигает вполне справедливые. Заниматься на инструменте как минимум пять часов в день по силам не каждому. Характер надо иметь. К тому же перед соблазнами студенческой общаги попробуй устоять - романтика бессонных ночей, горячительные напитки, сигареты... В общем, кто жил, тот знает. А если еще и любовь нагрянет, считай, пропал студент. Анатолий Степанович все понимает, поэтому так наставляет своих учеников: "Нужно совмещать все, чтобы успевать - и учиться, и влюбляться, и подрабатывать, если не помогают из дома". Кто понимает правильно, потом "спасибо" говорит. А тот, кто мимо ушей пропускает, - дремлет на занятиях. Наверное, вы не сумели заинтересовать ученицу - обвинили его родители отчисленной в прошлом году третьекурсницы. "Что вы! Я перед ними чуть ли не лезгинку танцую..." - удивился педагог. Чего только ему не приходится выслушивать! - Я преподаватель требовательный, но не строгий. Стараюсь направить ученика в нужное русло, дать импульс. Все, чего добиваюсь от студентов, это влюбленности в свое дело, честности и работоспособности. Сегодняшнее состояние музыкальной жизни маэстро тревожит. "Министр культуры недавно отчитывался президенту, и что? У нас на телевидении сплошные шоу! На что дети наши любуются? На легкомысленные песенки и мультики! - сетует Анатолий Кочерга. - А душа так просит послушать симфонический оркестр, оперу, русский народный хор..." Может, от несогласия с действительностью Анатолий Степанович столько сил вкладывает в своих студентов. Чайковский не заходил? Еще будучи студентом, Анатолий получил предложение написать музыку к спектаклю. "Знать ноты еще не значит писать музыку!" - пробовал возражать будущий композитор. И все-таки решился. Постановка для детей, поставленная в драмтеатре сорок с лишним лет назад, прошла с блеском. Успех окрылил. С тех пор чередой потянулись импровизации к музыкальным спектаклям. А чего стоит для музыканта общение с режиссерами и актерами! Сегодня он с улыбкой вспоминает свою юношескую самоуверенность: начинал играть на контрабасе в оркестровой яме и уже считал себя настоящим артистом. Только позднее, уже дирижером, стал проще смотреть на свои творческие достижения. "Женитьба", "Река любви", "Сембо", "Ку-ка-реку", "Емелино счастье"... Музыка Кочерги украсила более 30 больших и малых драматических постановок. Нащупать характер персонажа и исполнителя не всегда удается сразу. Сегодня Анатолий Степанович на седьмой раз перечитывает пьесу "Маленькая фея", которую собирается ставить Амурский театр кукол. Музыкальные наброски делает по ходу. И вместе с героями будущего спектакля снова волнуется и переживает. Кстати, наслушанный за годы преподавания музыкальный багаж не всегда помогает. Порой композитор, листая свежие ноты, ловит себя на мысли: "Сюда как будто Чайковский заходил? Надо переделать под Кочергу!" Каждое утро маэстро начинается с... детского садика. За 15 минут дороги он успевает не только обсудить с внучкой ее "важные" дела, но и напеть про себя свои музыкальные наброски. В училище его снова встречают заспанные студенты, а вечером ждет и блестит трубами и тромбонами духовой оркестр. Столько всего еще нужно успеть, так что порой приходится ночами сидеть за рабочим столом. Но так устроен Анатолий Кочерга - всего себя отдает любимому делу.

Возрастная категория материалов: 18+