Правда, мы не единственные среди успешных регионов. Среди дальневосточников, кроме Амурской области, положительный баланс по итогам прошлого года имеют Приморский край, Якутия и... Чукотка. Оказывается, сплошная автомобилизация докатилась и в край собачье-оленьего наземного транспорта! Поспешив поздравить с успехом начальника УГАИ ГИБДД подполковника Болгова, не заметил особой радости в глазах Александра Ивановича. "В чем дело?" - снаивничал я, И, не первый год зная этого человека, получил вполне ожидаемый ответ. - Чему радоваться? - вопросом на вопрос ответил Болгов. - Тому, что ДТП аж на двенадцать меньше, чем в прошлом году? Так их все равно ужасно много - 1374. Или тому, что похоронили 203 человека, погибших в авариях, и отправили на больничную койку свыше 1620 женщин, мужчин и детей? Да, погибших на десять человек меньше, но не на сто же процентов! Ведь, понимаете, это не просто отчетная цифирь! Каждая единица в ней - убитый или покалеченный человек - чьи-то сын или дочь, мать или отец, это огромное горе семье. Это, в конце концов, невосполнимые потери для общества! Люди могли жить, не только радуя окружающих, но давая пользу стране. Но их нет и никогда не будет! Так что бить в барабаны и кричать "ура" не следует. - Все же положительный результат есть. И он пришел не сам по себе. - Что касается Амурской области, то здесь получилось следующее. Анализируя несколько лет подряд дорожную обстановку, мы заметили ряд закономерностей, и в частности - такую: наибольшее количество ДТП дают одни и те же территории. Например, стабильно до сорока пяти процентов разного рода аварий происходит в Благовещенске. Следом идут Свободный и Белогорск. Главная причина такого явления - нехватка инспекторов дорожно-патрульной службы на этих территориях. И в то же время в Приамурье было два батальона патрульной службы. Один контролировал территорию Благовещенска, второй работал на федеральных дорогах. Мы вышли на руководство УВД и на областную администрацию с предложением объединить эти подразделения в одно и нашли поддержку. Что нам это объединение дало? Мы вдвое сократили штат командиров и штабных работников, тем самым получили возможность увеличить число инспекторов ДПС. У нас появилась возможность маневра в зависимости от создавшейся ситуации. Результат не замедлил сказаться: во всех трех городах аварийность значительно уменьшилась, и это сказалось на результатах по области в целом. Положительную роль начинает играть наконец-то принятый федеральный закон о лишении водительских прав за управление в состоянии алкогольного опьянения. И в минувшем году количество происшествий, связанных с пьянством, снизилось на 22 процента. Результат будет еще более весомым. Просто пока еще далеко не все водители прочувствовали серьезность этой меры. Вот любопытная динамика: если в сентябре, когда только начал действовать закон, мы в сутки вылавливали по сорок и более пьяных водителей, то в ноябре - по тридцать или около того, сейчас же - двадцать-пятнадцать и менее... Правда, появились такие водители, которые пытаются при задержании подшофе "урегулировать" отношения с инспектором на месте. Некоторым, возможно, это и удалось, но у нас достаточно и таких фактов, когда замеченные в "уступчивости" инспектора на следующий же день оставались без должности. Обещаю, что и впредь будут лишаться ее при первом замеченном проявлении мздоимства. - Ладно, забрали у пьяницы права. Он и без них поедет. Поймают, оштрафуют на пятьсот рублей. Для кого-то это деньги, для иного - пустячок. Раздаст он пару тысяч за год на штрафы, а дальше что? - Насчет "дальше" законодатель недодумал. Вот в ряде стран, тех же Штатах, законодатели разработали целую систему мер. Там после первого наказания, если оно не подействовало на недисциплинированного водителя, следует другое, более суровое. Мало того что при повторном серьезном нарушении правил можно лишиться автомобиля, так не исключено и пребывание в тюрьме. Сейчас в средствах массовой информации, общественными и политическими деятелями, руководителями Госавтоинспекции широко обсуждаются меры, вносятся предложения в законодательные органы по усилению ответственности за нарушения Правил дорожного движения, доведению их до уровня мировой практики. И я думаю, что мы получим такие законы. - В их числе и закон о народных дружинах? - Безусловно. Дружинники были в свое время замечательными помощниками Госавтоинспекции. Эти народные формирования в наше время будут еще более полезными: автомобильный парк вырос в разы, обстановка на дорогах обострилась. И еще необходим закон, который бы создал орган, отвечающий и координирующий работу по обеспечению безопасности дорожного движения. Раньше таким органом была специальная правительственная комиссия. Ее ликвидировали, взамен ничего не создав. И сейчас масса министерств и ведомств, задействованных на обеспечении безопасного движения, что-то если и делает, то вразнобой, каждый при этом стремится поиметь какую-то свою выгоду. - Одной из мер по поддержанию водительской дисциплины я считаю возвращение к талонам предупреждения, отлично зарекомендовавшим себя в свое время. Водитель, выбравший лимит предупреждений, прощался с правами на длительный срок. Кроме того, чтобы получить их снова, ему приходилось пересдавать экзамены. - Согласен, это была отличная мера воспитания. Я наслышан, что в верхах проговаривается возвращение к талонам предупреждения. Считаю также необходимым изменить ныне существующую систему штрафов за нарушения ПДД. Она из-за своей неуклюжести, громоздкости, а также мизерности штрафных сумм - пятьдесят рублей - абсолютно неэффективна. Инспектора тратят массу времени на составление протоколов, суды завалены штрафными микроисками, судебные исполнители - розыском неплательщиков, а эффект в лучшем случае нулевой. Потому что эти штрафы даже не оправдывают затрат, понесенных Госавтоинспекцией и судебными органами на процедуру исполнения наказания. Когда прорабатывался в Думе этот закон, кто-то из депутатов, настаивая на минимизированных суммах, в запале договорился до того, что россияне не имеют денег на серьезные штрафы. Видно, забыл, что бедные люди на личных авто не разъезжают. И упустил он другой момент - замену штрафа общественными работами. Провинился - мети улицы! - Александр Иванович, успех любого дела решает, как сейчас говорят, человеческий фактор. Как и везде, в ГАИ работают разные люди. Я знаю многих ваших сотрудников и должен сказать, что среди них немало толковых, преданных делу. - Они, не считаясь с личными интересами, в зной и холод, дождь и... И так далее. Все верно. У нас много замечательных людей, хотя время от времени кое-где всплывает дрянцо. Избавляемся от таких сразу. Но вопрос не в том, чтобы избавиться, а в том, чтобы взять в коллектив достойного человека. А его по нынешним временам одной романтикой суровых будней не заманишь. Хорошего здорового парня и нередко с приличным образованием с удовольствием возьмут на хороший оклад в нормальную фирму. Следовательно, мы должны обеспечить ему соответствующий жизни достойный оклад - это тысяч пятнадцать хотя бы. И другое - надо как положено снабжать их обмундированием, техникой, бензином. То есть создать человеческие условия для работы. И тогда люди будут выкладываться на службе по максимуму. Никого не заставишь сшибать несчастные полусотенные с нарушителей, потому что человек будет бояться потерять работу с приличным окладом. - Ваши прогнозы, как правило, сбываются на сто процентов. Как вы думаете, станет ли нынешний год переломным в войне на дорогах или наши потери будут расти и дальше с каждым годом? - Ничего себе вопросик! Не столь высокий пост я занимаю, чтобы строить прогнозы в масштабе страны. У нас установились хорошие отношения с администрацией области, нас поддерживают губернатор, курирующие департаменты и службы. Но, к сожалению, возможности у них не столь велики, как этого бы хотелось. Очень многое зависит от федеральных властей. Мы лишь на сорок процентов укомплектованы автотранспортом, у нас нет ни одного скоростемера с видеофиксацией, в то время как тридцать процентов всех ДТП происходит из-за нарушения скоростного режима. У нас много чего нет и в ближайшее время, наверное, не появится, потому что на местном уровне эти проблемы решить вряд ли удастся. Вселяет надежду на лучшее будущее то, что правительство озабочено состоянием безопасности дорожного движения и многие вопросы его улучшения прорабатываются на разных уровнях. И если мы получим нормальную законодательную базу, а к ней соответствующее материальное обеспечение, то, безусловно, положение с безопасностью на дорогах сначала стабилизируется, а затем начнет улучшаться.

Возрастная категория материалов: 18+