ЕГЭ в Приамурье в этом году не появится - Анна Геннадьевна Светина, мама выпускника школы, просит объяснить: в чем, на ваш взгляд, заключаются преимущества и недостатки единого государственного экзамена? - Главный официальный плюс ЕГЭ - это равные возможности для всех выпускников при поступлении в любые, даже самые престижные вузы страны. Главное - заработать побольше баллов. Кроме того, считается, что введение единого экзамена разгрузит школьников, так как сдавать надо будет всего один раз. Но требования ЕГЭ весьма жесткие. В один день и час мы должны собрать всех выпускников в районных центрах. Хорошо благовещенцам, которые могут спокойно встать утром, позавтракать и неспешно пойти на экзамен. Сельским ребятам, особенно жителям северных районов, придется подняться в три часа ночи, чтобы вовремя прибыть в райцентр, а потом, зевая, писать работу в незнакомом месте, среди незнакомых людей. Чтобы успешно выполнить тесты, нужно быть с компьютером «на ты». Ученик должен на монитор смотреть и вопрос обдумывать, а не буквы на клавиатуре выискивать. Опять же в селе очень немногие знакомы с компьютерной техникой достаточно хорошо. И даже если наш выпускник сдаст блестяще свой экзамен, вряд ли ему удастся попасть в вузы Новосибирска, Екатеринбурга, Москвы. Потому что там скажут: для иногородних места в общежитии не предоставляем. А снимать квартиру в Москве родителям не по карману. Плюс ко всему, на основе ЕГЭ можно поступать только в те вузы, у которых в правила приема вставлена специальная строчка о возможности зачисления по результатам ЕГЭ. Допустим, в нашей области такое есть только в АмГУ и БГПУ. - Тогда возникает такой вопрос: будет ли вообще вводиться ЕГЭ в Приамурье? - Уже 50 процентов субъектов Российской Федерации перешли на ЕГЭ. Мы пока стоим в стороне. Не потому, что однозначно против. Наши специалисты изучают, насколько эффективно эта система будет действовать в соседних субъектах: Якутии, Хабаровском крае. Кроме того, для введения ЕГЭ требуется согласие совета ректоров области, а они пока не сказали ни да, ни нет. Так что в этом году единого госэкзамена не будет точно. А на следующий год, изучив опыт соседей, будем решать. 35 процентов дошколят не хотят садиться за парты - Что представляет собой безоценочная система обучения? И имеет ли она преимущества перед существующей ныне пятибалльной системой оценки знаний? - Для начальной школы эта система самая подходящая. Существующие сейчас пять, а если быть честным, четыре (единицу никто не ставит) балла негативно влияют на психику ребенка. Одного ученика сделали отличником, и в дальнейшем он будет думать только о том, чтобы сохранить статус пятерочника. Его не волнует приобретение знаний, ему нужны лишь оценки. Еще страшнее двойка. Для ученика начальных классов она означает одно: меня никто не любит. Эта оценка порождает конфликт с самим собой, недовольство родителей, неуважение сверстников. Но не оценивать знания детей вообще тоже нельзя. Главное - не сравнивать его с другими, ребенок должен стремиться стать лучше себя сегодняшнего. Поэтому надо оценивать его положительные достижения: те же флажки, звездочки давать. У нас есть школы, которые частично перешли на безоценочную систему - это частная школа в Благовещенске, есть примеры в Свободном. Но в остальных школах двойки и пятерки еще долго будут существовать. - Марина Григорьевна, учителя благовещенской школы N 15 интересуются: каким образом будет проводиться организация начального обучения в системе дошкольного образования? - Очевидно, вопрос связан с выступлением министра образования Андрея Фурсенко, где он озвучил основные пункты планируемой реформы: реструктуризация среднего профессионального образования, изменение оценки качества знаний, двухуровневое обучение в вузах и предшкольное обучение в начальных классах. Сказать, что это что-то новое, нельзя. Предшкольное обучение есть и сейчас - та же прогимназия. Это и есть тот самый нулевой класс, который планируют ввести. - Значит, новшество, предлагаемое министерством, на самом деле является хорошо забытым старым? - Лет десять назад уже вводили нулевые классы, заставляли школы обзаводиться кроватями и горшками, дети в учебном заведении учились, питались, спали. Но попытка оказалась не очень удачной, и от нее отказались. Сейчас, к сожалению, существует 48 программ дошкольного образования. К сожалению потому, что все они настроены на подготовку детей к обучению в школе. Мы загубили дошкольное образование, когда оно перестало быть дошкольным воспитанием. Детей в этом возрасте не надо загонять за парты, с ними нужно играть. По данным социологических исследований, 35 процентов будущих первоклассников уже не хотят идти в школу, потому что интерес к ней был убит преждевременным обучением. Сейчас перед нами стоят две проблемы: как сделать предшкольное образование максимально воспитательным и комфортным для детей и с какого возраста стоит его начинать. В нулевых классах нужны новые образовательные технологии. Не просто научить детей вставать при появлении учителя, садиться по команде. Прежде всего малышей разместить в классе нужно так, чтобы ребенок не смотрел в затылок впереди сидящему. Надо научить их работать в группе, сделать коммуникабельными. С какого возраста начинать предшкольное обучение ребенка? На этот вопрос я отвечу как психолог, а не как чиновник. Выбирать должны родители. Если дома с ребенком занимались, он готов к школе и хочет учиться - можно отдавать его раньше. Но есть немало детей, у которых физиологическое здоровье страдает. Таких ребятишек можно вести в школу и в семь с половиной лет, и даже в восемь - это нормально. - И все-таки начальное предшкольное образование нужно нашим детям или нет? - Нельзя дать однозначный ответ. В последнее время по области, прежде всего в сельской местности, закрылось огромное количество детских садов. Здесь предшкольное образование, нулевые классы необходимы, чтобы сельские ребятишки прошли хоть какую-то социализацию перед школой. Даже если нет нулевых классов, учитель начальной школы должен хотя бы раз в неделю собирать дошколят и заниматься с ними. А в те села, где нет школ, необходимо выезжать и работать с ребятишками. Сколько стоит урок и как стать магистром? - Следующий вопрос волнует, наверное, всех учителей: за счет чего вырастет стоимость педагогического часа? И произойдет ли это вообще? - С первого января этого года в Амурской области введен новый закон об обеспечении доступного бесплатного образования. В нем определена методика формирования норматива оплаты труда учителя на одного ученика с учетом коэффициентов (дальневосточные и северные). Перешли мы на такую систему оплаты труда учителя вследствие выхода всем уже знакомого закона о разграничении полномочий между субъектами власти. Методика новая, но фактического увеличения заработной платы она не принесла. Деньги в областном бюджете уже заложены и распределены, дополнительные взять неоткуда. - Ольга Соколенко, учитель благовещенской школы N 14, хочет знать, можно ли в Благовещенске окончить магистратуру? - Думаю, вопрос несколько преждевременный. Он связан с намечающейся реформой высшей школы. Да, Министерство образования готовится ввести в вузах двухуровневое обучение. Сначала студент должен окончить бакалавриат, а затем - магистратуру. Но если эта реформа и воплотится в жизнь, то лишь через несколько лет. - В одном из выступлений Андрей Фурсенко заявил, что вузы будут разделены на три группы, в первые две войдут менее двухсот лучших вузов России (а всего их более двух тысяч). Остальные, попавшие в третью группу будут иметь право готовить только бакалавров. Известно ли, в какие группы попадут благовещенские вузы? - Об этом не знает еще никто. Наверняка для того, чтобы осуществить это разделение, проведут детальную аккредитацию всех высших учебных заведений России. Она-то и определит, в какую группу попадут наши вузы.

Возрастная категория материалов: 18+