Устойчивый характер приобретает рост объемов и совершенствование структуры реализации товаров и услуг. На протяжении 2002 - 2004 года сохраняется стабильно высокий прирост товарооборота в сопоставимых ценах. В 2002 году он составил четыре процента, в 2003-м - около пяти, в 2004 году - уже 16,9 процента. Более динамично развивается продажа непродовольственных товаров, в макроструктуре товарооборота их доля в 2004 году составила 48,4 процента против 41 процента на конец 2001 года, что свидетельствует о росте благосостояния населения. Основными факторами, способствующими увеличению оборота розничной торговли, стали рост денежных доходов амурчан, развитие таких банковских услуг, как потребительское кредитование, в том числе на приобретение товаров длительного пользования. Положительную роль играет также проведение ярмарок, например школьных товаров, и иных мероприятий. Укрепляется позиция организованной торговли. Если в 2002 году на рынках реализовывалось до 41 процента товаров, то в 2004 году - 27 процентов. В территориальном разрезе развитие торговли характеризуется значительной неравномерностью. Оборот розничной торговли в целом по области на душу населения в 2004 году составил 26,3 тыс. рублей. По районам - от 1,6 тыс. рублей в Ивановском до 17,6 тыс. рублей в Бурейском. В городах - от 6,4 тыс. рублей в Райчихинске до 74,3 тыс. рублей в Благовещенске. В последние годы в области наблюдается рост торговой сети. Так, в 2002 году появилось 477 предприятий розничной торговли, в 2003 году - 222, за 2004 год - 311. Причем наблюдаются рост специализированных торговых предприятий и снижение числа магазинов со смешанным ассортиментом. В 2004 году в основном открывались магазины непродовольственных товаров. По данным торгового реестра, по состоянию на 01.01.2005 г. действует 6587 предприятий розничной торговли, в том числе продовольственных товаров - 2669 (40,5 процента), непродовольственных товаров - 2000 (30,4 процента), смешанного ассортимента - 1918 (29,1 процента). Торговая сеть увеличилась практически во всех городах и районах области, за исключением Белогорского, Свободненского и Сковородинского районов. Развиваются торговые сети фирм «Россия», «Простор», «Амурснабсбыт», «Электромир», «Океан». На территориях муниципальных образований новые магазины открывают фирмы «Статус» и «МиС» в Белогорске, «Мрия» в Зее, «Эльдорадо» в Райчихинске. Амурские товаропроизводители ОАО «Амурский хлеб», ОАО «Мясокомбинат», ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея», ОАО «Благовещенский молочный комбинат» осуществляют розничную продажу собственной продукции через фирменную торговую сеть. Обычно она представлена пятью-девятью предприятиями, а ОАО «Амурский кристалл» имеет 34 собственных магазина. Расширяется сеть узкоспециализированных магазинов по торговле одеждой, обувью, мебелью, бытовой техникой, компьютерами, стройматериалами. Открываются предприятия розничной торговли с прогрессивной формой самообслуживания. Это супермаркеты по продаже продовольственных товаров «Россия», «Мечта», «ПродДвижение», «Простор», строительных материалов - «Амурская строительная ярмарка», хозяйственных - «Полная чаша», канцелярских товаров - «Канцлер» и другие. Сельские магазины в основном торгуют товаром смешанного ассортимента. В последнее время открываются специализированные магазины и отделы непродовольственных товаров, за которыми раньше нужно было ехать в город: это мебель, все необходимое для ремонта (обои, краски и т. д.) и даже живые цветы. Вместе с тем в 65 сельских населенных пунктах с численностью населения 5,8 тыс. человек отсутствует стационарная торговля (Архаринский, Михайловский, Октябрьский, Белогорский, Ивановский и другие районы). Сюда при содействии органов местного самоуправления продовольствие завозится специализированными автомагазинами. В сфере общественного питания в области работает 1151 предприятие, по сравнению с 2003 годом их сеть увеличилась на 50 единиц. Из них 503 общедоступных - рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные - в том числе 85 с национальными кухнями, из них 64 - с китайской. Многие предоставляют посетителям высокий уровень услуг, комфортные условия для отдыха. За 2004 год было открыто 9 баров, 23 кафе, 5 столовых, 6 закусочных. Увеличилась сеть предприятий общественного питания в Благовещенске (на 14), Белогорске (8), Шимановске (1), а также в Архаринском (1), Бурейском (6), Завитинском (4), Ивановском (3), Константиновском (7), Магдагачинском (2), Серышевском (1), Сковородинском (5), Тындинском (5) районах. Расширение сети предприятий общественного питания и видов оказываемых услуг (а сегодня - это доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам, выездное обслуживание клиентов на рабочем месте и на дому) способствовали росту оборота общественного питания в 2004 году на 28,3 процента. Наметившиеся тенденции развития внутренней торговли области сохранятся и в 2005 году. Планируется, что оборот розничной торговли по сравнению с 2004 годом возрастет не менее чем на 6 процентов, оборот общепита в сопоставимых ценах - на 15 процентов. Достичь этого возможно за счет насыщения потребительского рынка товарами в широком ассортименте, а также бесперебойного снабжения населения отдаленных районов области товарами первой необходимости. Инфраструктура потребительского рынка будет развиваться и в дальнейшем, в том числе путем формирования на базе мини-рынков современных торговых комплексов, укрепления материально-технической базы стационарной торговли, замены устаревшего оборудования и внедрения передовых торговых технологий.

Возрастная категория материалов: 18+