Вот почему в 1997 году на площади Звезд золотыми буквами было выбито ее имя. Рядом выбито имя Клавдии Шульженко. В 1986 году я впервые увидел Ирину Понаровскую на концерте, и с этого дня певица раз и навсегда вошла в мою жизнь. Влюбился. Я стал собирать все статьи о ней, смотреть все музыкальные телепередачи: вдруг там выступит она! Стал воевать с теми, кто плохо отзывался о ней, не разделял моих восторгов. Я увлекался эстрадой в целом, но по-прежнему выделял лишь одну певицу. И при личном знакомстве, состоявшемся намного позднее, разочарования не возникло. Понаровская оказалась такой, какой я представлял ее себе. Она относится к категории женщин, которых очень мало, а на эстраде нет совсем. В каждом движении, в каждом жесте, в манере говорить, одеваться видна стать, видна порода, видна аристократия, белая кость,интеллигентность. Весь образ Понаровской - это образ дорогой эстрадной звезды, и тот репертуар, который она исполняет, абсолютно соответствует этому образу. На ней всегда правильно подобранная одежда. Она яркая, необычная, царственная. Про нее говорят: суперженщина. Каким образом она выстраивает себя, несет по жизни - сама или с помощью Сергея Зверева, - не знает никто, но равных ей нет. Ни для кого не секрет, что у певицы есть определенные проблемы с голосом и теперь она редко поет «живьем», как делала многие годы. Но думаю, что публика приходит на концерты Понаровской не для того, чтобы послушать ее вокал, а чтобы посмотреть на нее. Это тоже определенный жанр, он называется «эстрадная звезда». По большому счету не так важно то, что поет певица. Она называет это «кул-джаз», что идет от Фрэнка Синатры, Барбры Стрейзанд, Лайзы Минелли. Понаровская неподражаемо поет блюз, но, к сожалению, не так часто. Ирина умная женщина. Не всегда счастливая в личной и творческой жизни, но ведет себя всегда с достоинством, ниже которого, по ее собственному выражению, не может опуститься. Она нарисовала для себя образ некой дамы с собачкой (причем с большой буквы), которому должна соответствовать, и пытается ему соответствовать, живя по собственным правилам. Это помогает ей не совершать каких-то неправильных ходов и некрасивых поступков. Я знаю, что она постоянно советуется со своей мамой: та для нее до сих пор, как в настоящей питерской интеллигентной семье, - непререкаемый авторитет. У Понаровской есть определенный моральный кодекс: она пытается разделять людские поступки на правильные и неправильные. Можно долго рассуждать о движущих мотивах ее личности, но важен результат, а он таков: Ирина Понаровская - леди-звезда. В нынешнем году она отмечает 35-летие творческой деятельности. В пять лет она впервые вышла на сцену к роялю - переворачивать ноты для матери. В 17 солировала в ансамбле «Поющие гитары». В 25 пела в оркестре Олега Лундстрема, будучи лауреатом международных конкурсов. В 45 с программой «Женщина всегда права» выступала в Америке, и местные продюсеры назвали ее русской Марлен Дитрих. Ей сказали: «Америка тоскует по такому благородству» - и взялись за организацию ее бродвейских концертов. В этом нет ничего удивительного. Еще в 76 году Польша носила ее на руках, а годом раньше - Германия. Гран-при фестиваля «Сопот-76» получила Ирина Понаровская, и через девять лет именно она вернула своей стране эту награду. Триумф Понаровской в Сопоте, Дрездене и Нью-Йорке - свидетельство того, что за рубежом ее приняли как родную намного раньше, чем это случилось на родине. Три года работы в оркестре О. Лундстрема была для нее отличной школой. Но она не перестала петь любимый джаз, даже когда поняла, что это никому не нужно, за исключением горстки фанатов. Слушая джаз, надо трудиться душой. Ирина считает: джаз - потрясающая тренировка мозгов. Джаз научил меня говорить, улыбаться, вести себя. Если бы у меня не было ощущения джаза внутри себя, я не смогла бы делать то, что сейчас делаю. Ирина воспитана на джазе и классической музыке своим отцом, блестящим джазовым музыкантом. Она очень любила отца, и с некоторым сожалением говорит: «Папа никогда не относился ко мне серьезно как к певице, у него никогда не было болезни восхищения своим ребенком. Наверное, я была не в его вкусе. Ему больше нравились другие артистки». Но понимая, насколько престижно ее имя, Виталий Борисович приглашал дочь выступать в своих программах. За свою многолетнюю жизнь в искусстве Понаровская не удостоилась государственных званий и наград. Она имеет титулы, которые ей дали публика и пресса: «Леди-совершенство», «Леди-элегантность», «Мисс Шанель России». Последний титул ей присвоили представители фирмы «Шанель». Сама певица так характеризует свое творческое кредо: «Алла Пугачева делала себе карьеру намеренно. Ее окружали люди, необходимые в тот или иной момент, она их использовала в нужном ракурсе. А я этого не делала. Когда узнала, что для получения звания нужно заполнить кучу бумаг, написать свой репертуар за десять лет, прийти к тому же Кобзону с просьбой написать характеристику, мне стало противно. А она прошла через все это. У нее была цель - стать народной артисткой СССР, у меня этой цели нет. Я делала на сцене то, что мне нравилось. Любила того, кого любила. Мне нравилось работать. Меня окружали прекрасные музыканты, в любом возрасте называвшие меня мамой». В 90-е годы, несмотря на катастрофическое падение нравов и вкусов на эстраде, Понаровская сумела сохранить свое собственное лицо. И хотя количество модных шлягеров в ее репертуаре было минимальным («Рябиновые бусы», «Ты мой бог», «Гитара»), все равно собирала полные залы. Хотя относится к разряду дорогих певиц: билеты на ее концерты не так уж и дешевы. В 2003-м Ирина Витальевна отметила свое 50-летие. В Санкт-Петербурге по этому случаю прошли ее концерты о которых она сказала: «Могу с гордостью отметить, что в течение трех дней четырехтысячный зал «Октябрьский» был переполнен. Как мне сказали, в Петербурге такого давно не было, оказались раскупленными 99 процентов билетов (сотый процент я взяла сама, чтобы пригласить друзей). Столько лет на эстраде не изменив себе и не имея такого количества телеэфиров, которое есть у других артистов, я продолжаю стоять на какой-то своей ступеньке популярности. Конечно, меня это радует, дает определенную уверенность». Ирина Понаровская четыре раза выступала в Благовещенске. Каждый ее приезд становился событием. Последний по времени ее сольный концерт в нашем городе состоялся 30 апреля 1998 года. Она в очередной раз удивила поклонников многогранностью таланта: певица как бы создает маленькие спектакли, которые начинаются с момента ее появления на сцене и заканчиваются последним поклоном. Для этого певица придумывает разные маски. Ее образы - это ее фантазии. Она актриса, меняющая маски по прихоти своих многочисленных «я». Можно не вспомнить, что Понаровская пела 10, 20 лет назад, но невозможно забыть, как она выглядела. Жизнь научила актрису противостоять сложным жизненным обстоятельствам. Она дважды пережила состояние клинической смерти, а потом заново училась ходить и жить. Понаровская радуется вопреки всему. Но в минуты отчаяния она с болью и горечью говорит: «Как можно жить в этой стране»? Это не значит, что она намерена покинуть родину. Другой страны у нее нет. Но здесь сомневаются в ее праве быть в программах «Песня года», говоря, что ее песни некоммерческие. А в Америке вышел ее третий компакт-диск. Значит, там ее репертуар представляет коммерческий интерес? Недавно в эстрадной тусовке прошел слух, что Понаровская уходит со сцены, открыв собственный Дом моды и целиком уйдя в модельный бизнес, на что Ирина сообщила: - Я продолжаю петь! Меня очень странно записали в модельеры, хотя я большую часть времени отдаю сцене. У меня много концертов, я часто гастролирую. Недавно снялась в кино. А еще есть мечта станцевать с одним из мастеров балета (имени пока не называю). Согласие уже получено. Ирина Витальевна Понаровская - человек незаурядный, без тени банальности. Она сама себя создала и стала автором уникального явления под названием «Ирина Понаровская». У нее свой взгляд на этот мир и происходящее в нем, свои оценки, никогда не похожие на общие. Она Рыба по гороскопу, поэтому любит пофилософствовать о тайнах Вселенной и подолгу смотреть в небо. Пишет стихи и верит в справедливость слов, которые однажды ночью сложились в ее голове: «Ты не отсюда, а послана сюда, чтобы любить». Из досье "АП" Понаровская родилась в Ленинграде в музыкальной семье. Ее отец Виталий Понаровский - легенда джаза, ученик Леонида Утесова, руководил оркестром и в 1976 году создал первый советский театр-варьете в гостинице «Москва». Мать, Нина Арнольди, известный педагог по классу фортепиано, доцент Ленинградской консерватории. Предки Ирины со стороны матери - итальянцы, по отцовской линии - польские евреи. Такие гены несет в себе эта удивительная женщина. Имя ей дал папа, мама хотела назвать Шарлоттой, но отец настоял. Самым близким Ирине человеком в семье была бабушка Шарлотта Арнольди: всю жизнь они были как сиамские близнецы. Бабушка прививала внучке вкус, учила искусству быта, научила ее красиво сервировать стол, относиться к еде как к церемонии. Она определила ее звездный путь, настояв, чтобы родители отдали девочку в музыкальную школу. Шарлотта Арнольди была ровесницей века, ушла из жизни в 1996 году. Ирина перевезла бабушку из Петербурга в Москву, и через несколько месяцев та угасла на руках любимой внучки. И семья осиротела. Впрочем, Шарлотта и сегодня живет во внучке прекрасным знанием немецкого языка и умением стричь, вкусно готовить, добротой, лаской.

Возрастная категория материалов: 18+