- Я - инвалид второй группы, отношусь к федеральным льготникам, - рассказала жительница Тамбовки Антонина Степановна Гамза. - Купила, как и положено, единый проездной билет. Приехала на пригородном автобусе из Тамбовки в Благовещенск, а оттуда мне нужно было добраться до Ивановки. Села на ивановский пригородный автобус, показала кондуктору свой единый проездной. Та схватила билет, сбегала к диспетчеру и говорит: «Сейчас же выходите из автобуса или платите деньги. Это совершенно другой район - бюджетные карманы разные». А я здесь при чем?! На глаза пенсионерки навернулись слезы: - И по радио, и по телевидению объясняли: купите единый социальный билет и можете ездить на пригородных автобусах туда, куда вам нужно. На деле оказалось все не так. Позвонила в отдел по работе с инвалидами департамента соцзащиты населения: «Что же это получается? Купила проездной и не могу уехать». А мне отвечают: «Значит, сидите дома». Я пожилой человек, инвалид второй группы, а со мной так обращаются - выталкивают, как преступницу, из автобуса. Если бы были деньги, заплатила. Но сами знаете, какая у нас пенсия. Остановилась в Благовещенске у родственников и не знаю, что мне делать. «АП» обратилась к начальнику благовещенского автовокзала, чтобы прояснить ситуацию. - Как только появился единый социальный проездной билет, я дала своим работникам указание сажать в автобус всех. Люди могут ездить на пригородных маршрутах в любом направлении, независимо от места жительства, - подтвердила Анна Гумирова. - Но из Благовещенска в Ивановку можно доехать как пригородным, так и междугородным маршрутом. Люди этого не понимают. Прежде чем заходить в автобус, надо было узнать, какой это маршрут. - Пенсионерка утверждает, что села именно в пригородный. Начальник автовокзала связалась с диспетчером. На вопрос, почему человека выпроводили из автобуса, последняя ответила, что водитель отказался везти, потому что пассажирка - не жительница Ивановского района. - Водитель нам - не указ! Сколько раз вам об этом говорить, - отчитала диспетчера директор. - Мы заключаем договоры с руководителями, а не с водителями! И обязаны сажать людей в автобус по единому проездному. Еще раз об этом напомните контролерам. Анна Васильевна устало вздохнула: - У нас нет своего подвижного состава. Автовокзал работает на договорной основе. С появлением единых проездных каждое автопредприятие прислало мне указание: сажать в автобус только их льготников. Транспортников тоже можно понять... Соцзащита каждого района выделяет им деньги только на своих. Допустим, ивановская - только на ивановских, тамбовская - на тамбовских. Из-за этого у нас возникают проблемы. По пятницам и в выходные дни на пригородных маршрутах обычно все билеты раскуплены. Придет человек с единым проездным, а свободных мест нет. Не факт, что на следующий рейс ему повезет. Даже если с одобрения водителя контролер впустит льготника, разве выстоит пенсионер или инвалид всю дорогу на ногах? - Может, стоит заранее «бронировать» себе место? - предложила я свой вариант. - И зачем нам эта канитель, скажите? - возразила начальник автовокзала. - Человек уже имеет проездной билет. А «билет на билет» не покупается... Проблемы у льготников возникают не только из-за единого проездного. Доходит до парадоксов. К примеру, константиновский отдел соцзащиты выписывает человеку, как положено, талон-заявку на междугородный проезд до Новокиевского Увала. Пенсионер благополучно добирается до областного центра, а отсюда дальше по назначению не может уехать. Контролер его в автобус, следующий по маршруту Благовещенск - Новокиевский Увал, не пропускает. - Люди возмущаются, автовокзал остается крайним. Но как мы отправим людей, если константиновская соцзащита не заключила с мазановцами договор о пассажироперевозках?! - недоумевает Анна Васильевна. Раньше на автовокзале составлялись списки перевозимых льготников, которые затем распределяли по автопредприятиям. Сейчас эти функции взяли на себя районные и городские отделы социальной защиты населения. Однако большинство заключили договоры с автотранспортными предприятиями только по месту жительства. Именно в этом, по словам перевозчиков, кроется корень зла. Областной департамент социальной защиты населения давал установку районным отделам: изучить пассажиропоток и заключить договоры с автотранспортными предприятиями, которые осуществляют перевозки на территории всей области, - у нас таких всего восемнадцать. По всей видимости, это сделали не везде. Однако призвать к ответу «районщиков» департамент не может. - Они являются муниципальными и напрямую нам не подчиняются, - заметил начальник департамента Александр Гальцев. - В этом году только планируется создавать вертикаль: на уровне городов и районов отделы соцзащиты ликвидируют и организуют структуры, подведомственные департаменту. А пока они подчиняются муниципальным властям, и мы работаем с ними на уровне рекомендаций. Тем не менее Александр Гальцев пообещал на основании сигнала «АП» в ближайшее время подготовить письма на имя руководителей отделов соцзащиты населения: - Они должны поторопиться с заключением договоров с автотранспортниками. И еще. Надо разъяснять людям: если вам надо ехать в другой район, лучше не пользоваться едиными проездными билетами, а брать разовые проездные талоны в соцзащите. В таком случае будет гарантия, что вы получите место в автобусе. А автотранспортники по талонам смогут затем отчитаться перед службой соцзащиты и возместить расходы. Единые же проездные билеты хороши только для городских и садоводческих маршрутов.

Возрастная категория материалов: 18+