Неужели политики или путаны грешат меньше, чем актеры? Во всяком случае я не припомню, чтобы проворовавшийся поли-тик сменил модный пиджак на аскетическую монашескую одежду. А про представитель-ниц первой древнейшей профессии и говорить нечего... Актеры же уходят в лоно церкви, оставив о себе материальные свидетельства удачного дебюта или состоявшейся карьеры. Что заставляет их яркой актерской жизни предпочесть жизнь религиозную? Какой он, этот путь с подмостков в монастырь, из-под ярких софитов в холодную келью? Мать Ольга живет в московской двухкомнатной квартире, где в прихожей висит большой портрет любимого ею Достоевского, а в гостиной главное богатство - иконы. «Не профессия греховная, а человек...» - Как вас можно сегодня называть? - У меня самый скромный чин - инокиня, поэтому чаще называют мать Ольга, кто-то - Ольгой Фроловной. - Вам какое имя ближе? - Все равно. Но лучше, когда по чину - мать Ольга. - Что случилось с актрисой Ольгой Гобзевой? - Ничего не случилось. Была такая актриса, у которой что-то получалось, что-то нет. Я свою прошлую актерскую жизнь вспоминаю с благодарностью, у меня нет конфликта и противоречия между моим прошлым и нынешним. - Говорят, актерская профессия греховная, их раньше даже хоронили за кладбищенской оградой? - Греховная все-таки не профессия, а человек. Что касается моего актерского прошлого, я не изменяла самой себе, и у меня нет резкого осуждения, что я стала какая-то другая. Я была воспитана в другой культуре, и моя профессия была для меня продолжением Чехова,Художественного театра. Помню, как меня маленькой девочкой подвели к Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой и она поцеловала меня в макушку. А когда после пятого съезда кинематографистов все стало меняться, мне стало понятно: я не ко двору, это совершенно не моя культура. - Была благополучная актриса Ольга Гобзева, которая снималась в замечательных фильмах... - Почему вы решили, что благополучная? В жизни человека бывает какая-то грань, когда он находится между жизнью и смертью. И у меня был случай, когда я вместе с сыном была на волоске от смерти, нас едва не сбил поезд - локомотив просто чиркнул по юбке. Я в ту секунду поняла: Господь дал мне возможность еще пожить. Это был очень серьезный толчок, я была потрясена до глубины всего своего существа. Есть что-то превышающее всевозможные человеческие представления. - Говорят, что актеры - это кладбище самолюбия? - Мне повезло - правильно воспитали, у меня были поразительные партнеры: Олег Борисов, Никита Михалков, Ия Саввина. Я никогда не замечала ни зависти, ни раздражения. Был какой-то общий восторг друг от друга. Что мне было завидовать? Я ничем таким превосходным не обладала. - У вас вчера был день рождения, вы его отмечали? - Сейчас Великий пост, поэтому просто помолилась, поблагодарила своих родителей за данную мне жизнь. Для меня эти празднества сейчас не важны. «Актеры - народ чуткий» - От некоторых известных актеров я слышал примерно следующее: «Монашество Гобзевой - это ее новая роль...» - Сколько людей - столько и мнений. Я на это никак не реагирую. Ругают - это их дело, а не мое. Когда встречаюсь с коллегами, то никаких грубостей в свой адрес не слышу. Когда четырнадцать лет назад я приняла иноческий постриг, было какое-то отчуждение... Сейчас этого нет, наоборот - чувствую какое-то расположение к себе, может, и незаслуженное. Актеры - народ чуткий, тонкий... - Вы, приняв постриг, отказались от многих земных радостей, плотской любви, вкусной еды, красивой одежды. - Вы меня вопросами все время наталкиваете на мысль, дескать, не совершила ли я какую-нибудь жертву? Нет, я, наоборот, очень многое приобрела. Профессия актера очень зависимая. Я часто зависела от людей не очень умных, подчас не очень культурных и даже пошлых. Уйдя, я никуда не ушла. Монах живет для Бога и для людей. Между прошлым актерским и сегодняшним моим состоянием есть только одна смычка - публичное одиночество. Хороший актер, он одинок в толпе. Также и монах одинок в толпе. Совершенно была одинокая Ксения Петербуржская, которая бродила по улицам. Это очень высокий уровень. Я обыкновенный человек, идущий иноческим путем... Что касается плотской любви, она никак не занимает человеческую душу. Для человека тонкого и воспитанного это не может служить жизненным маяком. Что касается пищи, то монастырская пища - самая вкусная. Если простая капуста и картошка стоят на столе, то вы не оторветесь от еды, потому что она приготовлена с молитвой. Что касается нынешней пищи многих россиян, она в большинстве своем - отрава. Ее есть нельзя. Кетчупы, майонезы - это все очень вредно. - Какое вы несете послушание? - Возглавляю патронажную службу, помогаем больным и престарелым людям, нам очень скромные средства выделяет Красный Крест. - Как ваш сын воспринял уход в монахини? - Разные были моменты. Теперь, я надеюсь, он воспринимает это, как и я, - как благо. - Скажите, матушка, вас не пугает старость? - В каждом возрасте есть свое достоинство. Самое главное для человека, какой бы он профессией ни занимался, - это честь и достоинство. Вернусь к актерской профессии. Она предполагает некоторые компромиссы. Например, я могла бы сниматься у очень знаменитых режиссеров, пойдя на некоторый компромисс, согласиться с тем, что претило моей душе. Я не могла этого сделать не потому, что я такая хорошая, а потому, что была так воспитана.Это мои гены, мои папа, мама. Я не была сверхнравственным человеком, конечно, совершала ошибки, но в профессии никогда ничем не платила. - Вернемся к вашему сыну. У вас с ним хорошие отношения? - Очень. Они всегда такими были. Сейчас ему двадцать девять лет, он работает в РИА «Новости», женат, у меня есть внучка Ксения. «В Благовещенске прозрачный воздух...» - Вы в прошлом году были у нас на «Амурской осени». Какой осталась в памяти эта поездка? - Благодарна Богу за то, что смогла там побывать. Основной лейтмотив этой поездки для меня -русское кладбище в Харбине. Меня благословили посетить этот погост, я молилась за покоящихся там русских людей. Я помолилась о них, они молятся о нас. - Они могут за нас молиться? - Конечно. Весь вопрос в том, что когда мы молимся об усопших, они имеют дерзновение к Богу молиться о нас. В этом и состоит таинственная связь поминовения. Так что эта поездка для меня - милость Божия. - Матушка Ольга, сегодня публичные выступления вам тяже-ло даются? - Смотря как настроишься. Я выхожу не по своей воле, не для того, чтобы показаться и произвести впечатление. Обычно я принимаю участие в каких-либо благотворительных акциях. Вспоминала сегодня владыку Питирима, царство ему небесное, он наверняка уже на небесах. Он очень часто выступал в публичных местах, на симпозиумах, конференциях - так он был митрополитом. Ваш владыка Гавриил открывал кинофорум «Амурская осень», что уж мне, инокине?.. - Русское кладбище в Харбине полуразрушенное, запущенное... - Там не только кладбище запущено, вообще православие в Китае находится в очень плачевном состоянии, хотя другие конфессии там благоденствуют. Но не в наших силах все оценивать и сетовать. Это наверняка промыслительно. - Вы общались с нашим архиепископом? - Владыка Гавриил произвел на меня большое впечатление. Человек он очень ревностный, глубокий, строгий, но так и должно быть. Он снял с себя четки и подарил мне, очень трогательно. С того дня я с ними не расстаюсь, все время ношу. Можно попросить через вашу газету его святых молитв?.. - Благовещенск каким остался в вашей памяти? - Как только мы пересекли границу и переехали в Хэйхэ, я сразу почувствовала, что за Амуром другой воздух, какой-то синевато-серый. А в Благовещенске прозрачный, хрустальный. Вы понимаете, что такое православие? У вас совершенно потрясающий храм, а какая у вас чудотворная икона - Албазинская?! С таким высоким, богословским названием «Слово Плоть Бысть»! У меня от Благовещенска, кроме восторга и почитания, ничего нет. - А Харбин? - Он безликий какой-то, из стекла и бетона, хотя китайцы удивительно тонкий и духовно настроенный народ. Представьте себе, ко мне, к православной инокине, на харбинских улицах подходили китайцы и просили молиться за них. При этом называли себя русскими именами. Они тяготеют к духовному. Угнетающе подействовала на меня Софийская церковь в Харбине, она в разрушающемся состоянии, в упадке. Но ее состояние зависит от нашего желания, от нашей духовности. «Нарядов уже не хочется» - У вас квартира в центре Москвы, ее надо содержать, на что вы сегодня живете? - Сын работает, у меня хоть небольшая, но пенсия есть, одежда одинаковая, монастырская, не нужно думать ни о каких туалетах, - смущается она. - Вернемся к актерам. Многие ушли молодыми: Юрий Богатырев, Олег Даль, Изольда Извицкая... - Эти смерти прошли, как смерч. Меня потрясла смерть Изольды Извицкой, Инны Гулая. С Аликом Далем мы виделись за несколько дней до его кончины в Клайпеде. Долго разговаривали возле гостиницы, он был в некотором смятении. Мы с ним знакомы с раннего детства, занимались в одном кружке художественного слова. Мне кажется, они сжигали себя, не щадили. Все это в русской натуре - если в пропасть, то до конца... - Вы боитесь смерти? - Я боюсь умереть не раскаявшейся, когда не все еще прочищенно... - Еще не все прочищенно? - Нет, конечно, человеческая жизнь - это путь, путь сложный, но чрезвычайно интересный. В чем драма многих актеров? В шлейфе прошлого, которое тянет назад. Не надо оборачиваться, все прошло уже, все кануло... - Матушка, почему жизнь часто несправедлива? На бывшем русском кладбище в Харбине, на костях его основателей сегодня парк отдыха с аттракционами и аквапарком? - Мы все живем на костях. Вопрос в другом. Это не принесет счастья самим китайцам, а скажется на тех людях, которые там развлекаются. На прахе счастья не бывает. - Чего от жизни вам хочется? - Спасения. Хочу, чтобы через страдания к людям приходило счастье.

Возрастная категория материалов: 18+