Об этом свидетельствуют выступления отечественных и иностранных политиков и ученых на прошедшей в МГУ международной конференции «Централизм, демократия и децентрализация в современном государстве». О ее деталях мы беседуем с заместителем председателя избирательной комиссии области Викторией Вискуловой. - Виктория Вячеславовна, чем же выборы в Амурской области так заинтересовали столицу? - Во-первых, это последние выборы законодательного органа власти субъекта, прошедшие накануне международной конференции. Во-вторых, наша практика интересна Федеральному собранию РФ, ведь во втором чтении рассматривается законопроект «О выборах депутатов Государственной думы», который поистине революционен. И, наконец, амурская избирательная кампания опровергла ряд торжественно «воспетых» стереотипов формирования органов власти. Более того, наши выборы показали необходимость реформ, которые настойчиво рекомендовали политикам ведущие ученые страны и мира. - Вы сказали, что прошедшая избирательная кампания по выборам в областной Совет опровергла ряд сложившихся стереотипов. О чем идет речь? - Принято считать, что голосование за списки снижает риск протестного голосования. Но вспомним наш опыт - «против всех» партий и блоков на выборах в областной Совет проголосовали 13,49 процентa амурчан, принявших участие в голосовании, или 34410 человек. Протестное голосование по числу голосов заняло третье место! В то время как по округам позиция «против всех» получила в среднем пятое место, а в шестом округе - даже восьмое. Значит, кандидаты у нас популярнее, чем партии. Это разрушает второй стереотип - так называемой «повышенной эффективности деятельности партий, а не кандидатов-одномандатников». Опыт проведенной кампании показал, что политические партии пока не являются достаточно авторитетными в области и отличаются друг от друга не столько предвыборными программами, сколько названиями. Избиратели отдают свои голоса именно известным лидерам списка, не особенно разбираясь в их партийных предпочтениях. Думаю, что успех некоторых партий в Амурской области объясняется исключительно этим фактором. - Кто принимал участие в конференции и как вы оцениваете ее результативность? - Круг участников был необычайно широк даже для уровня Московского университета. В обсуждении проблем законодательства были задействованы ученые и политики 12 зарубежных стран, депутаты Государственной думы, представители Совета Федерации, Центральной избирательной комиссии, судьи Конституционного суда, ученые из 70 регионов России. Мое участие в конференции было обусловлено непосредственным отношением к амурской избирательной системе, а также сложившимися дружескими отношениями с сотрудниками приглашающей кафедры - я защищала кандидатскую диссертацию в МГУ. Главное мнение юридического сообщества - не следует спешить с расширением применения пропорциональной системы. Деятельность политических партий в России слишком динамична и изменчива и не позволяет выявить значимые политические платформы в обществе. - Но ведь обсуждаемый в Государственной думе законопроект о выборах депутатов предполагает усиление позиций партий? - Не просто усиление, а монополию! Планируется весь состав Думы избирать по партийным спискам. Что это будет означать? Партия должна будет «разбить» свой список на региональные группы, соответствующие одному или нескольким регионам РФ. Число таких групп не может быть менее четырех пятых от числа субъектов РФ. Знаю, что ко второму чтению предлагалось увеличить число региональных групп до ста. Это позитивное предложение, но целесообразно законодательно закрепить правило о том, что каждому субъекту РФ должна соответствовать своя региональная группа. Иначе может сложиться ситуация, при которой в малочисленных по числу избирателей регионах (к ним относится и Амурская область) партии не будут образовывать собственные региональные группы, а кандидаты-амурчане будут включаться в состав неких дальневосточных объединений. Но смогут ли они рассчитывать на первые места в условиях конкуренции с хабаровчанами, приморцами? Вспомним опыт последних парламентских выборов. В списки большинства участвовавших в парламентских выборах избирательных объединений и блоков включались наши земляки, но их фамилии не ставились партиями на ведущие места. Потому ни один депутат от Амурской области по списку не прошел. Судя по новому законопроекту, принятому в первом чтении, существует реальная возможность, что малочисленные регионы не будут представлены в нижней палате российского парламента. Еще один очень опасный момент выборов по партийным спискам, с которым мы столкнулись на выборах в областной Совет, - невозможность избирателей влиять на состав партийных списков. Нет никаких законодательных препятствий для того, чтобы после выборов наиболее авторитетные люди, которые и обеспечили победу списка, отказались от мандата. На конференции прозвучало мнение, что к власти по такой системе могут прийти те деятели, которых избиратели никогда не видели. Кстати, в сегодняшней Государственной думе несколько десятков депутатов, избранных как раз по пропорциональной системе, «закреплены» за отдаленными дальневосточными территориями и по логике вещей должны нести активную работу в регионе, но этого не происходит. - Виктория Вячеславовна, согласитесь, что проблема протестного голосования для области все же актуальна. Что делать? Может быть, отменить графу «против всех»? - Да, проблема существует. Тревожна практика недавних выборов Свободненского, Тындинского городских Советов, Благовещенской городской Думы. Тенденция к протесту очень опасна, и вот почему. Избиратели не просто не приходят на избирательные участки, что иногда политики объясняют фразой «народ устал». Люди целенаправленно идут на выборы, чтобы проголосовать «против» при хорошей явке! В нашей области своеобразный кризис доверия жителей к политикам. Как решать проблему? Убрать графу «против всех» - самый простой выход. Это и экономия бюджетных денег, и видимость благополучия в стране. Но нельзя забывать главное: самый лучший судья - это избиратель. Пойдут ли люди на такие выборы? Думаю, единственный выход -повышать эффективность работы власти. Ведь есть в Амурской области территории, где муниципальные органы регулярно избираются вследствие гуманной политики руководства. Если же накануне выборов поднимать тарифы, оставлять людей без систем жизнеобеспечения, то наивно надеяться на их поддержку. Нужно создавать такую избирательную систему, которая бы работала на избирателей. И больше думать о людях не перед очередным голосованием, а в межвыборный период.