Как известно, в истории все повторяется. На заре развития СССР Амурская область и Хабаровский край уже образовывали одно территориально- административное образование - Дальневосточную республику (ДВР), которая существовала с 1920 по 1922 годы. После ее ликвидации Амурская область вплоть до 1948 г. входила в Хабаровский край и лишь потом обрела «независимость» в составе РСФСР. Однако в прошлом году на волне реформы федеративных отношений идея объединения дальневосточных регионов в очередной раз была реанимирована. В сентябре 2004 г. полномочный представитель Президента РФ в нашем федеральном округе Константин Пуликовский сделал заявление о возможности создания единого субъекта РФ, в который вошли бы Хабаровский край, Амурская область и Еврейская АО. Сразу после этого в амурской прессе появились разноречивые высказывания наших руководителей по поводу такой перспективы. Так, губернатор Леонид Коротков отнесся к возможности присоединения Амурской области резко отрицательно, а нынешний спикер областного Совета Олег Турков, напротив, ее с энтузиазмом поддержал. Дескать, экономически это выгодно и целесообразно. Именно с экономических позиций обосновывают реформу укрупнения регионов ее идеологи - господа из Минэкономразвития. Еще в мае 2004 г. был разработан законопроект, в соответствии с которым в России должно остаться всего 28 субъектов-губерний. Правда, вице-спикер Государственной думы Любовь Слиска предложила сократить количество регионов лишь в два раза. Уже идет работа по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского автономного округа, а также Камчатки и Корякии. Амурские сторонники данной реформы объясняют ее выгоду для нашего региона тем, что благодаря объединению Приамурье может стать житницей Дальнего Востока. Поскольку в Хабаровском крае и Еврейской АО затраты на сельскохозяйственную деятельность весьма высокие, то Амурская область сможет их кормить, взамен получая деньги. Однако они забывают о том, что наша область уже давно не аграрная. По результатам последней переписи, уровень урбанизации у нас составляет почти 70%, то есть городское население представляет собой подавляющее большинство. К тому же инвестиционная привлекательность Благовещенска, который в результате присоединения к Хабаровскому краю превратится в простой районный центр на окраине, явно будет сомнительной. Естественно, все вопросы станут решаться в Хабаровске, и через него же, соответственно, будут проходить основные финансовые потоки. Чтобы почувствовать разницу, достаточно сравнить сам Благовещенск с каким-нибудь райцентром Амурской области. Конечно, сократится число различных учреждений и чиновников. Но чтобы решить какой-либо вопрос в органах государственной власти, нужно будет предпринимать неблизкое путешествие в Хабаровск, а при наших расстояниях, дорогах и ценах на билеты - это не так-то просто. Впрочем, объединение регионов - это не тот случай, когда политика выступает как концентрированное выражение экономики. На самом деле это одна из инициатив «сверху», и целью реформы федеративных отношений является улучшение управляемости страны. В своем недавнем послании Федеральному собранию В. Путин четко обозначил мотив таких преобразований: «Конечно, процесс объединения субъектов Федерации дело сложное, но иначе в отдельных случаях... мы не сможем сконцентрировать ресурсы государства для управления огромной и уникальной по своему составу территорией». Начало было положено введением федеральных округов во главе с полпредами президента. Теперь осталось только «подогнать» субъекты по размеру под эти округа. Во-первых, такое административно- территориальное устройство уменьшит число местных региональных элит. В особенности элит этнических. Нетрудно заметить, что национальные субъекты (Коми, Эвенкия) вводятся в состав исконно русских субъектов, возрождая на новом уровне идею Руси как старшего брата малых народов. Таким образом, постепенно интегрируя национальные автономии в более крупные регионы, власть борется с самой возможностью сепаратизма. Во-вторых, сокращение числа субъектов Российской Федерации повлечет за собой уменьшение верхней палаты нашего парламента - Совета Федерации, в который входит по два представителя от каждого региона. Если учесть, что половина членов Совета Федерации назначается подконтрольными президенту губернаторами, то становится понятно, каким небольшим и удобным для принятия решений можно сделать парламент, в котором не будет сильного регионального лобби. В любом случае объединение регионов возможно только через референдум, на котором их жители сами примут решение о том, как им жить: по отдельности или вместе. Не исключено, что амурчане могут проголосовать за присоединение к Хабаровскому краю и Еврейской АО, если власти проведут мощную пропагандистскую кампанию. Хабаровчане же относятся к этому прожекту скептически. Встречаются даже такие высказывания: «Зачем нам нужна нищая Амурская область? Присоединили бы лучше Приморье: там икра!» Конечно, один в поле не воин, и вместе легче выжить. Только оправдана ли сомнительная экономическая выгода, если ради этого Амурская область будет вынуждена потерять свое лицо?