Еще до 1 мая увесистое почтовое отправление в полкило считалось письмом. Теперь же под это определение подходит лишь конверт массой до 100 граммов. Причем размеры послания не должны превышать 229 на 324 мм. Более тяжелую (до двух килограммов) и объемную корреспонденцию теперь придется отправлять бандеролью. Новые правила исключают положение о доплатных почтовых отправлениях. Таковыми являются письма с не доклеенными на необходимую сумму марками. Раньше такую корреспонденцию возвращали отправителю. Теперь переводят в категорию нерозданных. На почте такие письма хранятся до года. Для того чтобы доклеить марки, необходимо обратиться с заявлением о выдаче послания. Изменился и порядок работы с юридическими лицами. С мая между операторами почтовой связи и этой категорией клиентов по желанию последних будут заключаться договоры. Таким образом, к примеру, суды различных инстанций избавятся от бумажной работы - отправки корреспонденции. В этом случае работники почты будут самостоятельно забирать, а потом рассылать повестки и письма адресатам. Услуга платная, но зато поможет значительно разгрузить работу секретарей и работников канцелярии. Еще одно новшество - за хранение почтовых отправлений до востребования и за абонентские ящики будут взимать плату. Эти категории отправлений самые трудоемкие, признаются работники почты. Рассортировать и потом найти послание не по фамилии, а по номеру паспорта достаточно сложно. А такие отправления широко распространены в наше время. Одна только служба знакомств чего стоит! Поэтому почтовики считают введение платы за хранение такой корреспонденции оправданным. Многие пункты правил остались без изменений. Как и прежде, за каждый день задержки любого почтового отправления можно требовать компенсацию. Новые правила все так же обязывают почтовых операторов пересылать отправления и осуществлять переводы точно в установленные сроки. В случае просрочки почтовики будут выплачивать неустойку в размере 3% от платы за пересылку за каждый день задержки, но не более оплаченной за такую услугу суммы. Кроме того, предусмотрена компенсация за нарушение контрольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом. Претензии, связанные с несвоевременной доставкой, порчей либо утратой почтового отправления, может предъявить как отправивший письмо или перевод гражданин, так и не получивший корреспонденцию. Таким образом, за неприятную ситуацию несут ответственность оба отделения связи - по месту отправления и по месту назначения. Все претензии принимаются в течение шести месяцев со дня отправки. Свое негодование клиент должен изложить на бумаге, к претензии необходимо приложить копию договора об оказании услуг (либо квитанцию или опись вложения) и свидетельство о неисполнении оператором услуг почтовой связи. В качестве «вещдока» может послужить конверт или упаковка. Если же гражданин намерен потребовать возмещения причиненного ущерба, то к вышеперечисленным документам необходимо приложить сведения о размере материальной компенсации. Порядок регистрации и рассмотрения претензий устанавливается оператором почтовой связи. Ответ заявителю оператор также должен дать в письменной форме. Сроки зависят от вида корреспонденции. Так, на претензии в отношении писем и переводов, пересылаемых или переводимых в пределах одного населенного пункта, ответ должен быть дан в течение пяти дней, в отношении иных почтовых отправлений и переводов - в течение двух месяцев. Если оператор отказывается частично или полностью возмещать ущерб, то он обязан вернуть заявителю все приложенные к претензии документы. В этом случае клиент имеет право обратиться в суд. Однако если будет доказано, что порча, утрата, недоставка почтовых отправлений либо нарушение контрольных сроков отправки произошли «вследствие обстоятельств непреодолимой силы», то с оператора, как говорится, взятки гладки.